В одном из эпизодов сериала "Доктор Хаус" есть сцена, где Грег беседует в церкви с мужем умирающей пациентки:
-Мне сказали, ты в бога не веришь
-Не верю. Я обещал жене сделать всё, чтобы её вылечить. Если не стану молиться, значит не всё сделал.
Сегодня многие врачи, даже когда знают, что они не могут вылечить болезнь лекарствами, всё равно на всякий случай выписывают "что-нибудь". Пациенты в свою очередь, даже зная, что это "что-нибудь" не работает, идут в аптеку и покупают препарат, на всякий случай. Всего то 500 р, а вдруг поможет. Хотя внутренний голос говорит "ну не поможет же, зачем тебе это".
Когда от болезни нет лекарства достаточно вбросить любой слух, что какой-нибудь фуфломицин (так называют, продающиеся в аптеках, бесполезные лекарства с недоказанной эффективностью или с доказанной неэффективностью) помогает от болезни, как в людях срабатывает тот самый внутренний механизм "значит не всё сделал", "а вдруг поможет". Похожим образом возникают суеверия. Вроде человек не верит в приметы, но на всякий случай постучит по дереву и т.п.
Это человеческое свойство - отличный способ заработать фармацевтическим компаниям. И ведь мы вырастили этих паразитов. Как только врачи начнут не боятся не выписывать всякую хрень, а люди перестанут верить рекламе и покупать эту хрень, наживающиеся на этом компании разорятся.
С другой стороны, конечно всё не так просто. Мы рассматривали идеальный случай, когда и врач и пациент адекватные, только слегка суеверные. На деле же часто адекватность как пациента, так и к сожалению, врача далека от идеала.
Сравнительно недавно я для себя открыл термин "доказательная медицина" и был в шоке, т.к. и представить себе не мог, что для этого явления потребовался отдельный термин. В моём понимании "доказательная медицина" и "медицина" всю жизнь были синонимами. Оказывается это не так, а тем временем на дворе 2020 год. К сожалению прямо сейчас работает очень много неграмотных врачей, которые ко всему прочему могут получать деньги за то, что будут выписывать фуфломицины. Так что действительно всё сложно и выпутываться из этой ситуации мы будем ещё долго.