Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Как на самом деле Анна Австрийская носила подвески

В продолжении разговора о подвесках королевы, покажу, можно ли все-таки отыскать подвески хотя бы на одном подлинном портрете именно Анны Австрийской. В предыдущих постах вы узнали, что они не были круглыми "пуговицами" (как в нашем фильме), а были острыми наконечниками шнурков (т.н. эглетами).

Теперь, когда мы знаем, как они выглядят, давайте поищем их на подлинных портретах Анны Австрийской. Увы, на двух самых знаменитых и красивых портретах королевы (связанных со школой Рубенса), их нету.

А стоит ли вообще искать их на ее портретах? Да, у нас есть текст Ларошфуко, в котором он пересказывает ту самую сплетню про подарок Бэкингема, которой воспользовался Дюма в романе. Значит, теоретически хотя бы те подвески у королевы были. А еще вот, слава богу, есть опись ее имущества, составленная после смерти Анны, гласит, что у нее на тот момент имелось 3 комплекта подобных украшений: шесть с небольшими бриллиантами ценой 700 ливров, шесть с жемчугом и бриллиантами - 700 ливров, а 18 золотых и стальных - всего 60 ливров.

Давайте поищем еще. Историки моды, действительно, нашли на одном из ее портретов эти самые эглеты-подвески! Однако они отнюдь не на плече, а свисают с пояса...

Но это, кажется, единственный случай, ранний её портрет. Причем, как я покажу в следующий раз, тут эглеты просочились во французский костюм случайно, под влиянием испанской моды (а Анна, напомню, была испанской принцессой).

А носили ли эглеты во французской моде того времени, присобачив их на плечи? Я перелопатила гигантское количество портретов 1-й пол. 17 века и, представьте себе, нашла единственную женщину, которая была так милостива к нам, потомкам, что заказала нам свой портрет именно с такими украшениями!

(Правда, на одно плечо она тут вешает не 12 штук, а 2. Зато есть синий бант!).

Дама на портрете - знатная француженка, современница Анны Австрийской. Ее чуть было не выдали замуж за Гастона Орлеанского, т.е. они с Анной стали бы женами братьев. Но не сложилось - стала королевой польской.

Могла ли наша Анна свои наборы подвесок, о которых нам известно из описи, надевать таким же образом? Конечно могла. Только, судя по портретам, она и дамы той эпохи предпочитали носить на плечах грушевидные жемчужины, причем всего по 1-3 штуки (ну действительно, это адские деньги).

Только один портрет того времени мне удалось найти, где таких наплечных подвесок много: правда, тут жемчуг сильно мелок. Зато выглядит роскошно! И, хотя это отнюдь не наконечники шнурков, как по тексту Дюма, мне кажется, эта картина -- максимально близкое изображение того, как Анна Австрийская могла носить свои 12 алмазных подвесок, с каким платьем и прической. Правда, не в 1620-е годы, а уже попозже.

А завтра я расскажу о том, как все-таки правильно носить подвески-эглеты, если ты испанская принцесса. Оказалось, портретов, рассказывающих об этом, гигантская куча -- надо только уметь смотреть внимательно. И эглеты эти усыпаны драгоценными камнями...

***

Первый пост цикла про подвески посвящен герцогу Бэкингему его украшениям. Второй пост рассказывает о том, как подвески изображали советские и американские реквизиторы. Третий о том, чем, быть может, они вдохновлялись -- роскошными бриллиантовыми бантами. А четвертый о том, как это показали во французском кино, и наконец сделали это без ошибок.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.