Спагетти-вестерн (Spaghetti Western, Western all'italiana) – вестерн, снятый итальянцами на натуре в Испании или на родине в период с 1964 по 1978. Разные специалисты насчитывают от 400 до 800 италовестернов снятых за пятнадцать лет существования жанра. В рамках спагетти-вестерна существуют 4 крупных поджанра:
Классический спагетти – подражания фильмам «За пригоршню долларов» и «Джанго». Отличается яркой красно-желтыми цветовой гаммой, молчаливыми и суровыми героями, большей в сравнении с классическим вестерном жестокостью, гораздо большим количеством трупов в кадре, практически полным отсутствием индейцев, условностью времени и места действия.
Комедийный спагетти – по сути то же самое, что и классический, но с меньшей жестокостью и большим уклоном в телесную комедию с многочисленными сценами мордобоя. Популяризирован Серджио Корбуччи и дуэтом Бада Спенсера и Теренса Хилла.
Сапата-вестерн – название происходит от имени мексиканского революционера Эмилиано Сапаты. Представляет собой спагетти-вестерн в декорациях Мексиканской Революции 1910-х. Имеет много общих черт с классическим спагетти, но более политизирован, а количество трупов в кадре сопоставимо с голливудскими боевиками 80-х.
Сумеречный спагетти-вестерн – термин, который объединяет несколько вышедших в промежутке 1975-1978 фильмов. Сумеречные спагетти отличались большим реализмом («Четыре всадника Апокалипсиса») или, напротив, большим сюрреализмом («Кеома» Энцо Дж. Кастеллари), готической атмосферой, приглушенными цветами и практически постапокалиптическими пейзажами.
Как понять, что вы смотрите спагетти-вестерн? Если в кадре слышна итальянская речь или плохой английский дубляж, звучит музыка Морриконе, а фильм называется как-то типа «10 000 тысяч способов Джанго приготовиться к похоронам, когда придёт Сартана», скорее всего вы не ошибетесь, назвав этот фильм спагетти-вестерном.
10 фильмов, которые стоит посмотреть для понимания границ жанра
Джанго (Django), 1966, режиссёр – Серджио Корбуччи
Леоне снимал блокбастеры – большие и дорогостоящие по итальянским меркам вестерн-эпики, которые пробудили у европейской и американской публики аппетит к вестерну по-итальянски. Корбуччи снял фильм, который стал эталоном жанра – недорогим, эффектным и легко поддающимся копированию. Именно «Джанго» стал самым цитируемым спагетти-вестерном в истории. С точки зрения сюжета это очередная интерпретация «Красной жатвы» Дэшила Хэммета – герой-одиночка помогает им выпилить друг друга. У фильма всего один официальный сиквел, который вышел в 1987-м году, остальные два десятка фильмов, где в названии что-то забыл Джанго – попытка продать американской аудитории в качестве сиквела левые спагетти-вестерны.
Лицом к лицу (Faccia a faccia) 1967, режиссёр – Серджо Соллима
Больной раком лёгких в терминальной стадии профессор в исполнении великого Джана Мария Волонте решает отойти от преподавательской деятельности и провести последние месяцы жизни вдали от цивилизации. С этой целью он отправляется на Дикий Запад, где по стечению жанровых обстоятельств помогает бежать известному бандиту, которого играет Томас Милиан. Вместе они пускаются в одиссею по выжженной испанской пустыне, изображающей роль Дикого Запада. По ходу дела профессор последовательно теряет все свои либеральные убеждения и цивилизованность, превращаясь из Доктора Джекилла в Мистера Хайда. «Лицом к лицу» – эталон того, как можно снять злой, стильный и умный жанровый фильм в стеснённых жанровых рамках.
Пуля для генерала (Quién sabe?) 1967, режиссёр – Дамиано Дамиани
Жемчужина Сапата-вестерна. «Пуля для генерала» или «Кто знает?» (оригинальное итальянское название) не теряется даже на фоне таких признанных жанровых шедевров, как «Хороший, плохой, злой» и «Джанго». В центре сюжета непростые отношения революционного мексиканского бандита и хладнокровного американского киллера. В роли первого блистает Джан Мария Волонте, второго сыграл один из самых нетипичных актёров, работавших в жанре — Лу Кастель. На втором плане маячит безумный Клаус Кински.
Однажды на Диком Западе (C'era una volta il West) 1968, режиссёр – Серджио Леоне
Широкий как само небо фильм. Есть риск, увлекшись созерцанием крупных планов лиц Бронсона и Кардинале, упустить суть истории, которая гораздо ближе к ревизионистскому вестерну 60-х, чем к сюжетным тропам обычного спагетти-вестерна. «Однажды на Диком Западе» – это ода вестерну в частности и американской мифологии вообще. Леоне берёт главные темы вестерна и снимает их так, как будто завтра конец света и кино больше не будет.
Великое молчание (Il grande silenzio) 1968, режиссёр – Серджио Корбуччи
Снятый по мотивам реальных событий фильм – редкая рыба в стремительных водах спагетти-вестерна. Вдохновлённый американскими вестернами, снятыми в заснеженных лесах, к примеру, «Днём преступника» Андре Де Тота, и желанием побывать на курортах в Доломитовых Альпах, Корбуччи решился снять нехарактерный для жанра фильм. Тусклый, промозглый, по-нуарному безрадостный и мизантропичный. Один из редких спагетти, где в финале торжествует абсолютное зло, у которого в «Великом Молчании» совершенно конкретное психопатичное лицо Клауса Кински, создавшего образ одного из самых запоминающихся антагонистов жанра.
Веревка и кольт (Une corde, un colt...) 1969, режиссёр – Робер Оссейн
Уникальный спагетти-вестерн, снятый и сыгранный преимущественно французам при моральной поддержке Леоне и сценарной поддержке Дарио Ардженто. «Верёвка и кольт» – очень простое и на первый взгляд безыскусное кино. Однако эта кажущаяся примитивность нужна, чтобы исследовать такие важные в контексте жанра темы, как месть и возмездие и столкновение мелкобуржуазной морали и суровой жизненной философии покорителей фронтира.
Напарники (Vamos a matar, compañeros) 1970, режиссёр – Серджио Корбуччи
«Пойдём друзья, поубиваем» (более дословное и точнее характеризующие фильм название) – не только отличный спагетти-вестерн, это один из лучших приключенческих фильмов в истории. Незабываемый пролог под музыку Морриконе, целая россыпь звёзд жанра (Франко Неро, Томас Милиан, Джек Пэланс, Хосе Бадало и Эдуардо Фахардо), отлично поставленный экшн, выдержанное в идеальных пропорциях сочетание бадди-комедии, фильма об ограблении и революционного хаоса.
Матало! (¡Mátalo!) 1970, режиссёр – Чезаре Каневари
Сюрреалистический спагетти-вестерн с явными заимствованиями из джалло. Семеро героев, включая четырёх бандитов разной степени отмороженности и трёх заложников заперты в городе-призраке, где за ними кто-то наблюдает, а может и нет. Во время просмотра не покидает ощущение неправильности и неконвенциональности происходящего на экране.
И сказал господь Каину (E Dio disse a Caino...) 1970, режиссёр – Антонио Маргерити
Клаус Кински в редкой для себя главной положительной роли в классической истории мести с недвусмысленными библейскими отсылками. У фильма Маргерити две яркие особенности, которые сразу бросаются в глаза. Первая – более акцентированный, чем обычно классовый конфликт между крупной буржуазией, которая косплеит на Диком Западе европейскую аристократию, и суровым резидентом фронтира. Вторая – удушливая почти готическая атмосфера, приближающая фильм вплотную к хоррору.
Кеома (Keoma) 1976, режиссёр – Энцо Дж. Кастеллари
Самый известный сумеречный спагетти-вестерн. Одинокий странник прической и пренебрежением к одежде, напоминающий Иисуса возвращается с войны в родной город, чтобы обнаружить разруху, запустение и эпидемию чумы. На всех этих делах наживается некий южанин, ассистируют ему три сводных брата героя, ненавидящих протагониста. Время от времени в кадре появляется напоминающая библейского змея-искусителя ведьма, которую кажется не видит никто кроме Кеомы. Ближе к финалу герой будет распят на колесе, символически воскреснет и уедет, оставив за собой внушительную гору трупов и совсем уж призрачную надежду для горожан. «Кеома» состоит из простых много раз виденных в спагетти-вестернах элементов, но их сочетание производит какой-то мистический эффект.
5 важных в контексте жанра режиссёров
Серджио Леоне – исполинская фигура в истории спагетти-вестерна и мирового кино. Трудно сказать, пользовался бы жанр такой большой популярностью, если бы Леоне не снял свою долларовую трилогию.
Серджио Корбуччи – человек, сделавший для формирования спагетти-вестерна как жанра даже больше, чем Леоне. Работал как в классическом, так и в комедийном и сапата-вестернах.
Энцо Дж. Кастеллари – режиссёр, внесший существенный вклад сразу в три жанра: еврокрайм, макаронный военный боевик и спагетти-вестерн. Для последнего Кастеллари сделал особенно много: символически пересказал Новый Завет в «Кеоме» и почти буквально экранизировал Шекспира в «Джонни Гамлете». И это не считая нескольких чисто развлекательных ремесленных спагетти.
Тонино Валерии – Лукино Висконти спагетти-вестерна снял два самых остро политических фильма: «Дни ярости» и «Цена власти». Более поздние режиссёрские работы до заданного в начале карьеры уровня, увы, не дотягивают.
Серджио Соллима – режиссёр классической спагетти-трилогии с Томасом Милианом «Сдавайся и расплатись», «Лицом к лицу», «Беги, человек, беги». Каждый из них вошел в золотой фонд жанра.
Это сокращенная версия статьи, опубликованной в книге: Справочник кинопижона. Краткие истории киножанров Гонконга и Италии.