У Эммы Мошковской есть прекрасное стихотворение «Обида»:
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота…
Я в обиде
Съел пирог
и в обиде
я прилёг,
и проспал в ней два часа.
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать
не захотелось.
Очень тонко показано, что тот, кто лелеет свои обиды и живет ими, не замечает вокруг ничего хорошего, для него все окрашено в мрачные тона. При этом такой человек вольно или невольно обижает окружающих, но исправить ситуацию, загладить свою вину у него нет ни сил, ни времени – ведь все ресурсы он расходует на то, чтобы обижаться.
В стихотворении все заканчивается хорошо: ребенок поспал, а проснувшись, обнаружил, что он уже ни на кого не обижается. Детям природой дано неоценимое умение прощать. Взрослые же утрачивают это умение со временем и способны жить в обиде действительно «все года». Они «пережевывают» ситуации, в которых им была нанесена обида» и получают от этого некое извращенное удовольствие.
Для чего человеку обижаться?
В психологии выделяют первичную и вторичную выгоду от проблемы. Первичная выгода от обиды состоит в том, что человек на ее фоне начинает лучше понимать себя, осознает смысл своих ожиданий и требований, позволяет переоценить свои убеждения и пересмотреть их. Вторичная выгода от обиды заключается в возможности манипуляции, причем полностью осознанной: один человек демонстрирует все признаки обиды, чтобы вызвать у второго чувство вины и таким способом добиться своей цели.
Как проработать свою обиду
Приведенная техника позволяет осознать механизм переживания обиды, услышать свое «Я» и понять свои потребности, а кроме того – развить эмоциональный интеллект и научиться формировать адекватные ожидания. Техника подходит для подростков и взрослых.
Нужно подготовить бумагу для рисования, простые и цветные карандаши. Далее нужно вспомнить обиду, которая нанесена недавно либо которая ранила глубже других обид. Вспомнить нужно все детали ситуации, в которой была нанесена обида.
После на горизонтально расположенном листе в любой части листа нужно нарисовать небольшое транспортное средство (какое угодно – по выбору), после – небольшой флажок.
Далее нужно заполнить оставшуюся чистой поверхность листа рисунком природного ландшафта. Это может быть совершенно фантастический ландшафт, где кактусы растут в ледяных пустынях, облака лежат на земле, а по солнцу можно пройти или проехать. Рисуйте реки, моря, горы, пляжи, ледники, болота, степи, леса, поля, тучи, небесные тела - что угодно…
По окончании рисования проложите пунктиром маршрут от транспортного средства к флажку. После этого проанализируйте, как именно пролегает этот маршрут.
Интерпретация рисунка
- Транспортное средство – это та самая обида, которая вспомнилась в начале реализации техники.
- Флажок – это прощение, то есть преодоление обиды.
- Маршрут – это способность переживать обиды.
Если маршрут пролегает через
- Водоем, то есть необходимость в эмоциональном «отреагировании» чувств,
- Лес, то необходимо многократное проговаривание произошедшей ситуации,
- Горы или пещеры, то нужно пересмотреть свои убеждения, поскольку во внутреннем мире укрыто очень много ограничений для себя и других,
- Пустыню, то жизненно важно побыть одному и наедине с собой пережить обиду и другие неприятности,
- Поляну, поле, травянистую равнину, то есть высокая потребность поддержать самого себя и настроиться на прощение обидчика,
- Болото или ледник, то есть много задавленные, непрожитых, неотреагированных чувство, что может в будущем привести к вспышкам неконтролируемого гнева, хроническому недовольству, депрессии,
- Облака, то имеет место уход от ответственности, боязнь принятия решений, занятии «позиции ребенка»,
- Солнце, то есть нехватка заботы, высока потребность в приятии, в любви.
Те элементы ландшафта, через которые пролегает маршрут, - это чувства и эмоции, которые участвуют в проживании обиды. То есть нарисованная картинка характеризует только путь человека в ситуации обиды.