Тибетский институт перевоплощений (тулку) не имеет аналогов в мире. В политическом аспекте он является альтернативой одновременно институту кровно-родственного наследования и выборам при выдвижении политических и религиозных лидеров.
Далай-лама (Ta la’i bla ma) – верховный духовный и политический лидер Тибета. Считается инкарнацией бохисаттвы Авалокитешвары («Господь Надзирающий»). «Далай» означает в монгольском языке «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру», и имеет значения «учитель» или «монах» .
Когда Гуру Ринпоче победил в Самье главного демона религии Бон – Rgyal chen shugs ldan, Dorje Drakden, - он превратил его в Хранителя Далай-лам, воплощающегося в виде Оракула.
В задачу Оракула входит давать описание примет мальчика, в которого переродился Далай-лама, и дать предметы (одежду, обувь, предметы обихода), по которым можно, как Золушку по туфельке, выбрать единственного ребенка из похожих.
В 1578 г. Bsod nams rgya mtsho, Sönam Gyatso, провозгласил себя Далай-ламой III и ретроспективно повелел считать таковыми всех правителей Тибета начиная с dge ‘dun ‘grub, Gêdün Chub - Далай-ламы I (1391-1474).
В 1950 г., когда отношения с Китаем обострились, чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к 15-летнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти;
а в 1959-м непосредственно из резиденции Норбулингка он вынужден был бежать в Индию, где и находится до сих пор.
Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рожден на
территории КНР, и, вполне возможно, вообще не будет перерожден. Однако, он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и если ситуация на Тибете не изменится, он все-таки переродится. При этом он отмечал, что институт Далай-лам уже выполнил свои цели и может прекратиться.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима