Приветствую Вас, уважаемые читатели! Я всегда любила ужасы – и читать (Мистер Кинг, моё почтение!) и смотреть. Но только последние пять лет стала уделять фильмам этого жанра почти каждый вечер. Такой интерес напрямую связан с моей работой. Безусловно я рада, что в это непростое время у меня вообще имеется возможность зарабатывать и кормить своих кошек. Но сама суть работы и особенно женский коллектив (читай: гадюшник) так напрягают, что расслабиться я могу только тогда, когда вижу, что кому-то сильно хуже чем мне (не в реальной жизни, боже упаси). Мистер Кинг, вам слово:
«Когда вы погружаетесь в «Если течет кровь», «Игру Джеральда» или любую другую мою книгу, то понимаете, что там всё намного страшнее домашнего ареста без туалетной бумаги».
Вот и представьте, какое количество «добра» мной было отсмотрено за всё это время. В лучшем случае по окончании фильма я хмыкаю: «Ну, неплохо, неплохо» или «Ну, такое...» Но чаще фильмец оказывается настолько отстойным, что заставляет меня возопить: «Что это было!? На что я только что потратила полтора-два часа своей жизни?» Даже обласканные критиками и большинством зрителей громкие премьеры последних лет – фильмы ужасов, поднявшие огромную кассу в мировом прокате, стали для меня большим разочарованием. Да, да, «Тихое место», «Оно» 1 и 2, «Проклятие монахини»... Зато шума-то было!
Но, тем не менее, во всёй этой куче я таки откопала несколько отличных фильмов, которые меня удивили, порадовали и в хорошем смысле ужаснули.
«Руины» (2008).
Био-хоррор от кинокомпании DreamWorks SKG («Шрек», «Гладиатор», «Красота по-американски») и что ещё более неожиданно продюсера Бена Стиллера. И надо сказать, чуйка Бена не подвела. А «S» в SKG – это Спилберг, на секундочку.
Рейтинг фильма: КиноПоиск – 6.26, IMDb – 5.80
Слоган фильма: «Когда враг внутри тебя».
Я неоднократно игнорировала этот фильм, так как ни кадры, ни трейлер, ни сам сюжет не вдохновляли на просмотр – как-то дёшево всё это выглядело, а местами и вовсе трешово. Но из-за любопытства, «безрыбья» и небольшого хронометража в 90 минут я всё же нажала на play.
На КиноПоиске имеется такое вот бесспойлерное описание сюжета: «Группа американцев отправляется в мексиканские джунгли осмотреть древнюю пирамиду индейцев майя. Забравшись на самую вершину, друзья замечают, что пирамиду окружает местное племя, но сами индейцы как огня боятся приближаться к подножью». В этом описании не заявлен ещё один, главный антагонист фильма. Я тоже спойлерить не буду, но подсказка имеется в заголовке: «Руины» – это био-хоррор.
Один из плюсов фильма, что отличает его от большинства ужасов – действие в нём развивается не спеша. Сначала нас знакомят со всеми героями, и мы видим, что перед нами живые люди со своими проблемами, мечтами, чувствами, надеждами, а не картонки, которые только и могут, что тупить и орать при виде маньяка или монстра. Авторам удалось главное, без чего невозможна эмоциональная вовлеченность в историю – идентификация зрителя с героями. Именно поэтому, вплоть до финальных титров, я сопереживала каждому персонажу – я узнала себя в каждом из них и испытывала тот же ужас, что и ребята на экране, хоть и сидела дома в абсолютной безопасности.
Взять большинство фильмов ужасов, где группа людей попадает в какой-либо кровавый замес. Что все они делают, чтобы выжить? Правильно – тупят так, что зритель то и дело орёт в монитор: «Да как вы, придурки, до своих лет дожили-то?!» В «Руинах» этого нет. Герои ведут себя логично, помогают друг другу, пытаются найти способ выбраться из смертельной ловушки. А если и допускают какие-то ошибки, то критиковать их не то, что не хочется, а просто не можется: весь происходящий в фильме кошмар показан так реально, что периодически я вжималась в кресло и не могла оторваться от экрана.
Особо хочу выделить манеру съёмки и игру актёров. «Руины» – это не мокьюментари или псевдодокументалистика, вроде «Ведьмы из Блэр», но создаётся ощущение, что оператор со своей камерой – это ещё один безмолвный герой, ещё один бедолага, застрявший на чёртовых руинах весте с друзьями. Спецэффекты и кровавые моменты при бюджете в 15 млн. долларов, выполнены настолько натурально, что заставляют отвернуться. Даже равнодушное солнце, что беспощадно заливает жёлтым светом площадку пирамиды, на которой происходит кровавая драма, показан оператором как ещё один враг.
Актёры не особо известны массовому зрителю, но это и прекрасно – сложно поверить в реальность происходящего, когда видишь знаменитое и примелькавшееся лицо. В этом фильме кастинг просто отличный и на все сто срабатывает эффект жанра мокьюментари.
Честно, я давно не видела в рамках данного жанра настолько правдоподобной актёрской игры. Все эмоции были переданы актёрами настолько убедительно, что я физически ощущала ужас, что и герои картины. Это я вместе с ребятами застряла на вершине пирамиды, это у меня едет кукуха от ужаса, отчаяния и безысходности, и это я ни черта не соображаю, потому что мне страшно, и я понимаю, что, скорее всего не выберусь из этой смертельной ловушки, и моя недолгая жизнь скоро оборвётся. Идентификация, помните? Вооот.
А Лауре Рэмси, той, что играла блондинку, на долю которой выпала уж совсем кошмарная участь, я бы вручила Оскар за самую убедительную истерику в одной из самых шокирующих сцен – такого я не видела со времён всё той же «Ведьмы из Блэр»!
Цитата из фильма:
« – Стейси, что ты делаешь!?
– Всё хорошо, всё нормально. Я просто… должна его вытащить. Всё нормально. Я сейчас вытащу вот это вот.
– Стейси...
– Уйди. Уйди…
– Стейси!
– Нет!.
– Отдай мне нож. Отдай мне его сейчас же!
– Прости, я должна его вытащить. Оно у меня здесь… и в голове».
«Руины» – это второй фильм после «Зеркал», который я хочу пересмотреть, но боюсь ещё раз быть затянутой в атмосферу параноидального ужаса. Но если решусь, то очень нескоро.
Знаете... правда, я долго не могла отойти от увиденного. Много ли вы можете назвать фильмов ужасов, за героев которых вы искренне переживаете? Пока готовила этот материал и отсматривала некоторые моменты, мне стало грустно. Столько боли, печали и безысходности. Пусть и на экране.
BadComedian рекомендует: «Прикосновение» (1992).
Россия, режиссёр Альберт С. Мкртчян («Земля Санникова», 1973).
Рейтинг фильма: КиноПоиск – 6.89, IMDb – 7.00
Слоган фильма: «Иногда мертвецы возвращаются…»
В одном из своих обзоров Евгений Баженов упомянул о «Прикосновении», сказав: «… действительно страшный атмосферный фильм ужасов…». Хочу выразить благодарность Жене, ведь именно благодаря ему я узнала об этом хорроре спустя 26 лет после его выхода на экраны кинотеатров.
Начало 90-х. Андрею Крутицкому поручают расследование странного самоубийства молодой женщины – Ольги Мальцевой, которая перед тем, как вскрыть себе вены, задушила подушкой своего сына Коленьку. По словам её любовника, совершить этот страшный поступок Ольгу заставил призрак отца, который давно трагически погиб во время аварии на хим. комбинате. После разговора с Крутицким мужчина тоже кончает жизнь самоубийством. Следователь понимает, что столкнулся с чем-то необъяснимым, аномальным и страшным.
Пусть вас не смущает и не отталкивает от просмотра тот факт, что этот фильм ужасов мало того, что отечественного производства, так ещё и вышел в смутные для нашей страны времена. Он по праву вошёл во многие учебники по кинематографии и послужил толчком к развитию российского сегмента фильмов жанра «хоррор».
Работа оператора, гнетущий саундтрек, холод и серость, обречённость и беспросветность, что накатывают с экрана – всё это помимо вашей воли втягивает в мрачную атмосферу постсоветской жизни, которую многие помнят. «Прикосновение» – это фильм, который с первого кадра вызывает физический дискомфорт.
Что касается актёров – тут тот же эффект что в «Руинах» и в «Ведьме из Блэр»: отсутствие широко известных лиц даёт возможность увидеть живых людей и представить себя в кошмарных обстоятельствах, которым нет логического объяснения.
Отдельного упоминания заслуживают два момента. Во-первых, тот самый почивший отец, вернее его прижизненное фото, что висит на стене в квартире главной героини и на могильной плите. Вот, казалось бы, просто фотопортрет немолодого мужчины, просто висит. Но не просто портрет. Не просто висит. ЖИВЁТ своей жуткой жизнью. СМОТРИТ на вас через экран, пространство и время. Смотрит, не мигая холодными глазами, сверлит ледяным взглядом. С презрением, со злобой, с ненавистью к тебе, живому.
Эффект потрясающий! Я, взрослый человек, посмотревшая уйму фильмов ужасов, такую жуть увидела впервые. И не в голливудском фильме с их бюджетами и профи в области спецэффектов, а в нашем, снятом, блин, в начале 90-х! «Сыграл» жуткое фото актёр Андрей Дударенко, и сейчас ему 84 года. Снимался он в таких в фильмах как «Михайло Ломоносов» и «Мой друг Иван Лапшин». И вот «роль» фотографии… потрясающая работа, без смеха.
Второе. Есть в фильме одна сцена. На кладбище. Она настолько жуткая, но при этом такая крутая и изобретательная, что на ключевом моменте я подпрыгнула на месте со словами: «Ну ни фига себе!». А затем немедленно пересмотрела несколько раз. В современном мировом кинематографе аналогов такой крутой задумке я даже припомнить не могу. Поймёте о чём я, когда сами увидите.
Подводя итог. «Прикосновение» – это образцовый фильм реального, ощущаемого физически липкого холодного ужаса, бриллиант в жанре «хоррор». Может быть, когда-нибудь, кто-то и снимет нечто подобное. Кто знает. Ну а для меня этот фильм стал настоящим открытием. Ещё раз спасибо Евгению БэдКомедиану (передайте ему, пожалуйста, если кто лично знает).
Цитата из фильма:
« – Марина, а эти форзи сами могут убивать?
– Задача – подвести к самоубийству. Но могут и убить. Ребёнка. И тогда мать сама покончит с собой.
– Так было с Ольгой?
– Так, видимо, будет со мной. Мой отец говорит сейчас с вами через меня».
А для просмотра вдвоём у меня для вас два фильма с откровенными сценами. Приятного просмотра!
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки! Не за себя прошу – ради кошечек!