Часто приходится слышать сомнения в полётах американцев на Луну, основанные на таком аргументе: уже 50 лет прошло с тех пор, почему подобные полёты всё ещё составляют проблему? При этом люди обычно считают, что в ракетных системах произошёл существенный прогресс. Увы, должен вас разочаровать: к сожалению, никакого явного прогресса (по выводимой на орбиту массе) не произошло. Я уже об этом писал в статье о сверхтяжёлых ракетах-носителях. Но давайте взглянем вообще на все ракеты, различных типов, и посмотрим, какую массу они способны (или были способны) выводить на низкую околоземную орбиту (НОО). По горизонтали идут годы. Каждая полоса на диаграмме соответствует ракетной системе, её начало - первый запуск, конец - последний запуск. Положение полосы по вертикали - масса полезной нагрузки, которую данная система способна вывести на НОО.
Итак, как можно заметить, сверхтяжёлые носители - это особая каста, и обычные носители и близко к ним не подобрались. В эту касту входят пока что лишь американская лунная ракета "Сатурн-5" и наша советская "Энергия", предназначавшаяся для запуска многоразового корабля "Буран", а также и других тяжёлых объектов в космос (что и произошло при её первом полёте в 1987). Вот, кстати, неплохой советский документальный фильм о ракете "Энергия" 1991-го года (ссылка на youtube). Как нетрудно из него понять, причина того, что сверхтяжёлые носители (и американский "Сатурн", и наша "Энергия") были списаны, банальна: огромная дороговизна их полётов. Н-1, наша сверхтяжёлая ракета, строившаяся параллельно с американским Сатурном, к сожалению, так и не долетела до космоса - все 4 её пробных запуска кончились неудачами. Посмотрим внимательнее на нижнюю часть диаграммы, с носителями "грузоподъёмностью" до 30 тонн.
Falcon Heavy, нынешняя сверхтяжёлая ракета от Илона Маска, летает в модификации, выводящей на орбиту всего 30 тонн (т.к. ей ещё нужно топливо для возвращения ступеней на землю), но потенциально способна отправить до 64 тонн. Также "всего" 20-30 тонн была масса полезной нагрузки, выводимой Шаттлами и Бураном, без учёта массы самих кораблей.
Как можно заметить, некоторый прогресс всё же есть, а именно, появляется всё больше относительно тяжёлых ракетных систем (например, китайская Великий Поход 5, обозначенная как Long March 5). Но в целом они не особо сильно перекрывают рекорды прошлого. Например, тяжёлая советская Протон-К летала уже с середины 60-х, и до сих пор её превосходит считанное число ракет. Не говоря уже о рекордах сверхтяжёлых ракет - Сатурна-5 и Энергии. Я надеюсь, мне получилось наглядно показать, что обе эти ракетные системы действительно представляют собой нечто исключительное.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!
P.S. Справочно, та же диаграмма, но с логарифмической вертикальной осью
И другие мои статьи, посвящённые полётам на Луну:
Про безаварийность Аполлонов
Про неправильный цвет Луны на фото НАСА
Про "потерянные плёнки" с кадрами высадки
Про то, почему так долго не летают
Про "ужасные перепады температур" на Луне
Про фото Земли с Луны (и ещё статья с расчётами истинного размера Земли на фото)
Как сторонники Лунного заговора поддерживают миф о всесилии США