Детектив по имени Лемми Коушен прибывает в город будущего под названием Альфавиль, чтобы найти своего пропавшего коллегу Генри Диксона и заставить вернуться на родину профессора фон Брауна.
Город полностью находится под контролем созданной профессором компьютерной программы под названием "Альфа-60", задача которой - искоренить в людях чувства любви и нежности, сострадания и сочувствия, сделав их исключительно рациональными созданиями по собственному образу и подобию.
Фантастический фильм Жана-Люка Годара "Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution", снятый им в черно-белой манере, вышел на экраны в 1965 году, тремя годами ранее "Барбареллы" Роже Вадима. Если попытаться классифицировать его, то на экране перед нами очевидная нуарная антиутопия с элементами пародии, в первую очередь, на крутой боевик про шпионов (не зря же главный герой не кто иной, как агент 003).
При этом не стоит забывать, что еще одна более знаменитая антиутопия французского режиссера выйдет всего через год - Франсуа Трюффо экранизирует великолепный роман Рэя Брэдбери "451 по Фаренгейту". Но вернемся в наш бездушный город в центре далекой галактики.
Отель, где в придачу к каждому номеру дают соблазнительницу, город, где на шеях жителей красуются татуировки с порядковыми номерами, и над всем этим монотонный нечеловеческий закадровый голос – все это Альфавиль. При просмотре картины не раз ловишь себя на мысли, что все происходящее выглядит какой-то фантасмагорией, каким-то дурным сном, крайне возбужденного человека, которого мучают серьезные кошмары.
Если фантастика "Барбареллы" Вадима выглядит глупой и при этом искренне веселой, то здесь нереальность происходящего полностью противоположна. Сумрачный город с гнетущими холодными зданиями из стекла и бетона (популярный в Европе 60-х стиль архитектуры), люди, выглядящие как бездушные машины и произносящие шаблонные заученные фразы – все это и многое другое отторгает от какого бы то ни было желания посетить Альфавиль.
Как и в других своих картинах, здесь Годар продолжает исповедовать прием так называемого "брехтовского" отчуждения (его воплощал в театре великий немецкий драматург Бертольд Брехт). Суть его заключается в том, чтобы не дать зрителю полностью погрузиться в сюжет фильма, а наоборот дистанцировать его от происходящего на экране. Именно для этого в "Альфавилле" то и дело звучит закадровый голос, комментирующий происходящее или рассказывающий предысторию того, что зритель видит на экране.
Второй прием, весьма популярный у Годара – это разбиение фильма на отдельные эпизоды и сцены, которые порой могут быть не связаны друг с другом (кроме крайне общего повествования в рамках всей ленты). И "Альфавиль" очень наглядно демонстрирует приверженность режиссера к подобной технике монтажа.
Если в своей "Барбарелле" Роже Вадим старался противопоставить нечто родное, национальное насаждаемому извне голливудскому кинематографу, то "Альфавиль" – это, наоборот, один из примеров своего рода преклонения перед Западом и Голливудом.
Иначе, почему главный герой фильма в исполнении американского киноактера Эдди Константина – это никто иной как агент ФБР под номером 003 (Джеймс Бонд со своим номером 007 где-то вдалеке), придуманный британским писателем Питером Чейни, литературными наследниками которого по праву считаются Ян Флеминг и Джеймс Хэдли Чейз. Вдобавок к этому опытный зритель увидит в фильме множество отсылок и аллюзий на американский кинематограф того времени, включая несомненно атмосферу нуара на экране.
Черно-белый шедевр Жан-Люка Годара, который сегодня многим кажется странным и старым, но для меня он по-прежнему интересен сложным многогранным сочетанием жанров, обернутых общей стилистикой нуара. Где еще можно увидеть, как в фантик из антиутопии завернуты и комедия, и боевик, и глубокие размышления о природе человеческого существования? Причем сосуществуют они на экране крайне органично и уместно.
Рожденный даровитым французским режиссером со своим легко узнаваемым почерком, "Альфавиль" щедро наполнен юмором и сатирой, соединяя в себе казалось бы противоположное – страх и безысходность общества в рамках антиутопии и едкую сатиру на третьесортные боевики про секретных шпионов с их глупостью, предсказуемостью и шаблонностью.
Интересный факт 1: как и в случае с первым фильмом, здесь тоже название одной музыкальной группы навеяно картиной. Если в "Барбарелле" имя главного антигероя перекочевало в название британской группы Duran Duran, то здесь само название картины дало имя немецкой поп-группе Alphaville, покорявшей чарты в середине 80-х годов со своими всемирно известными хитами Forever Young и Big in Japan.
Интересный факт 2: если в ленте Роже Вадима в главной роли снялась его супруга на тот момент Джейн Фонда, то здесь в роли Наташи, дочери всемогущего профессора фон Брауна, на экране появляется тоже жена режиссера, которую зову Анна Карина. Она прожила с Годаром вместе 4 года и снялась у Жана-Люка в 8 картинах.
Если вам нравится кино, подписывайтесь на канал.
Читайте, ставьте лайки, делитесь в соцсетях.
Заранее спасибо и смотрите кино!