ИУДАИЗМ
Считается, что каждому иудею уготовано место и в саду эдемском, и в геенне огненной. Умерший займет одно из них, а какое — будет решено по земным делам его. Причем у некоторых грешников есть шанс, искупив свои плохие дела, перейди из ада в рай.
Последний описывается так: праведники сидят за золотыми столами или под роскошными балдахинами и пируют. По другой версии, в раю не будет ни чувственных наслаждений, ни деловых отношений, ни соперничества между людьми; праведники будут восседать в венцах, наслаждаясь сиянием божественного присутствия.
В раю праведникам не до отдыха: они ходатайствуют перед богом о приближении дня избавления, их к этому призывает Мессия, также пребывающий там в ожидании этого великого дня. Почетное место в раю отводится погибшим мученической смертью за веру.
&&&&&&
ИСТОРИЯ РАЯ - ХРИСТИАНСТВО
Ветхий завет
Ве́тхий Заве́т — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом) часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание (Танах), общий священный текст иудаизма и христианства. Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н. э. на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке. В период с III века до н. э. по I век н. э. Ветхий Завет был переведён на древнегреческий язык, этот перевод (Септуагинта) использовался ранними христианами и сыграл важную роль в становлении христианского канона Ветхого Завета. Термин «Ветхий Завет» является калькой c древнегреческого на старославянский (ст.-слав. ветъхъ — «старый», «древний»). А Завет, в библейском мире был широко распространённым типом взаимоотношений, и выражался в торжественном соглашении сторон, сопровождаемом произнесением клятв.
Согласно Библии при сотворении мира Бог поместил человека в раю: "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [ Тигр ]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт. 2:8—17)
Любопытно, что некоторые источники (Библейская энциклопедия) предполагают и географическое месторасположение рая: «… в первые дни сотворения мира есть некоторые косвенные указания на Индию. Так, некоторые не без основания видят в названиях райских рек Геон и Фисон Индийские реки Инд и Ганг».
В Раю Бог даёт человеку власть над всеми стихиями и живыми существами. А также: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребро его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт. 2:18…21—25)
Таким образом, обитающие в нём первые люди: Адам и Ева имели непосредственное общение с Богом и были, согласно традиционному представлению, бессмертны, имея доступ к Дереву жизни (Быт. 3:22) и безгрешны. В раю был только один запрет (возможно временный): нельзя было вкушать плодов от Древа познания добра и зла. Но после вкушения плодов с дерева познания первые люди вместо раскаяния стали оправдывать свои деяния (Быт. 3:1—13), результатом чего становится изменение отношений с Богом, природой и изгнание из рая: "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.(Быт. 3:16—19)
Люди потеряли возможность непосредственного общения с Богом, вечную жизнь в совершенной природе, стали подвержен греху, болезням, страданиям и смерти, утратили доступ к Дереву жизни и таким образом рай, как "Царство Небесное" уготованное от начала мира, было утрачено из-за грехопадения людей, но тем не менее вновь открытого всем людям в результате победы Иисуса Христа над адом, то есть это не первоначальный утраченный рай, а иной рай после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после опыта зла и отвержения ада. Безгрешные души наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство.
В Новом завете, представляющий собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии, все Евангелие утверждает, что Рай там, где Иисус Христос (Мф. 17:1–6, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36).
Видение будущего рая,или Небесный Иерусалим - обители праведников, кающихся и искуплённых (спасённых) грешников, воссоединённых с Богом для вечной жизни, описано в Откровении Иоанна Богослова: "И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста для мужа своего. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов… Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет. Среди улицы его и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. (Апок. 21:2;12;21;25; 22:2-5).
В богословском толковании, небесный рай, место обитания душ праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть ещё небеса (Откр. 6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об апостоле Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле — что он «по кончине отошел в место святое».
Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ириней Лионский замечает, что «преложенные (то есть умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных».
Согласно Ефрему Сирину, все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Там они могут видеть «мысленное Солнце» (то есть Бога), светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими. Но Афанасий Великий замечает: «Вопрос, где находятся отшедшие души — вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».
В учении Отцов Церкви души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих ещё на земле.
Иларий Пиктавийский, Григорий Нисский и другие говорят о «лоне Авраамовом» в раю как о месте общения с ангелами и душами святых, где предвкушается вечное блаженство, которое наступит после всеобщего воскресения и страшного суда. При этом рай, или небо, отличают как специальное место селения мучеников и пророков, от лона Авраамова как селения праведников.
К наиболее древним сказаниям о рае относится мученичество святой Перпетуи (ум. в 203 году). В нём рай небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая, ему приписываются характеристики всего прекрасного, что мог найти человек в природе.
Для христианского искусства рай с самого начала был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на саркофагах, в мозаиках, равно как вообще в живописи.