На страницах «Рэгіянальнай газеты» за 25 лет делились историями многие, журналисты делали интервью с большим количеством людей. Однако главный редактор Александр Манцевич никогда не рассказывал читателям о себе и том, как газета создавалась. В 25-летие «РГ» исправляем ситуацию.
Как создавали газету
Работал в газете «Свет коммунизма», потом это была «Маладзечанская газета». Каждый день ездил на работу в Молодечно из Вилейки. Видел, что вещи, которые случаются в Вилейке, могли быть интересными в Молодечно, и наоборот. Но тогда не было такой газеты.
Было ощущение, что наш регион – это одно сообщество людей.
Когда приехали в Островец подписывать договоры с почтой, то услышали от одного немолодого человек, что вот Молодечненская область возвращается. Мы пришли вовремя, исполнили миссию вокруг сплочения национальных ценностей и местного патриотизма.
Помогали начинать газету бизнесмены Павел Карпинович из Молодечно и Игорь Вейс из Вилейки. Над первыми номерами работал также журналист Вячеслав Табулин, внештатные авторы.
«Рэгіянальная газета»
Возможно, это не самое удачное название, а возможно, самое неудачное. Но так случилось, и это уже бренд.
Почему «Рэгіянальная»? Потому что у нас регион. Это был сигнал людям, что это шире, чем район.
Я не в восторге от названия, но в восторге от того, что «Рэгіянальная газета» сделала за 25 лет.
Миссия «Рэгіянальнай газеты»
Миссия постоянно меняется. Один человек не может сделать миссию, это делает коллектив. Миссия в том, чтобы мы помогали оставаться людьми, понимать истинные ценности.
Если ты живешь в какой-то местности и если ты не интересуешься ни историей, будущим, ни людьми, которые здесь живут, то это просто неправильно. Ты – человек, а человек – существо социальное. Мы работаем, чтобы люди почувствовали себя частью сообщества.
Мы стараемся давать широкий срез жизни в газете. Однако мы видим в ней приоритеты. Это триада – культура, история, язык.
Никогда не ограничивались замшелым патриотизмом. Мы разделяем общие ценности. Понимаем, что мы часть Европы. Если замкнуться и говорить, что Беларусь – для белорусов, то мы уже видели, до чего доходили страны с такими взглядами.
Если ты хочешь делать качественное СМИ, то должен понимать, что ты не политическое и партийное СМИ. У тебя будет много ограничений в высказывании своих мыслей и суждений. Если себя ограничить риторикой одной партии, одной конфессии, то ты ограничишься аудиторией одной партии и одной конфессии.
Язык
Мы сделали газету на языке, который близок людям. Если государство не уделяет должного внимания одному из государственных языков, а именно белорусскому, то мы поняли, что наша миссия также защищать этот язык.
О журналистах
Чем меньше местность и сообщество, тем заметнее хорошие журналисты. Если они загораются, то их проще найти. Ты понимаешь тех, кто уезжает, но ты больше ценишь тех, кто остается здесь и делает газету вместе с тобой. Планку мы поднимаем там, где мы есть. Если ты журналистская звезда в этой местности, то ты звезда для тех людей, которые здесь живут.
Что вам дала газета персонально?
Газета дала понимание того, что занимаюсь достойным делом. Дала много друзей, восхитительных коллег, которые разделяют ценности. Это очень и очень важно, когда тебя понимают и ты понимаешь людей.
Я – одно из звеньев в семейной цепочке журналистов. Отец – журналист, дед в газету писал, дети тоже журналисты. Ощущение, что если я бы не связал себя с газетным делом, то эта цепочка прервалась.
Я благодарен своей жене. Без Нины Владимировны я не был бы ни главным редактором, ни директором. Она заместитель по финансам и экономике, решает много вопросов, которые в других газетах решают издатели. И делает это также с первого номера издания.
Дало то, что я узнал людей, которых сегодня нет с нами. Они многое сделали, и в первую очередь через газету: Анатолий Рогач из Вилейки, Александр Харитон из Красного, Иван Древницкий с Мядельщины, Кастусь Хорошевич из Молодечно. Наша газета сплачивает краеведов.
Любимая полоса
Я люблю «Куфэрак». Если бы не газета, то писал книги по краеведению. Краеведение – мое хобби.
Кроссворд
Нет, но я знаю людей, которые разгадывают. Мой папа разгадывает. У меня на это времени нет, а когда-то любил кроссворды.
Еда на работе
Ссобойка или лапша быстрого приготовления.
Когда пойду на пенсию, то…
Буду внимательнее вычитывать газету, потому что я буду читателем, а не редактором. Буду ли ругаться на журналистов? Каждый день. Я почувствую тогда, что у меня будет больше прав ругаться с журналистами. Если ты редактор и ругаешься на журналистов, то значит, что ты сам сделал что-то неправильно.