Найти тему
Ольга Уманец

Как определить талант ребенка

Система, ориентированная на выявление способностей с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Ниже описана анкета, разработанная специалистами в области детской психологии, широко применяется в США.

Преимущество этой системы перед другими проста и может проводиться психологами, воспитателями, учителями и родителями.

1. Артистический талант

•часто выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

•стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением что-то рассказывает;

•меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

•с большим желанием выступает перед аудиторией, любит присутствие взрослых;

•лёгко передразнивает чьи-то позы, выражение и т. п.

•пластичен и открыт новому;

•любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

2. У ребёнка способности к научной работе

•обладает ярко выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;

•умеет чётко выразить словами чужую и собственные мысли или наблюдения;

•любит читать или смотреть детскую техническую литературу, опережая в этом своих сверстников;

•часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

•с удовольствием проводит время за созданием собственных конструкций, схем, коллекций и др.

•не унывает и ненадолго остывает к работе, если его проект или изобретение не поддержаны.

3. У ребёнка незаурядный интеллект

•хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

•обладает хорошей памятью;

•лёгко схватывает новый учебный материал;

•задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

•любит читать книги по своей собственной «программе»;

• обгоняет сверстников по учёбе, но может не быть отличником;

• лучше сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (политика, наука и т. д.);

• обладает здравым смыслом, рассудителен;

• очень восприимчив, наблюдателен, реагирует на всё новое;

4. Спортивные способности ребёнка

•очень энергичен, всё время хочет двигаться

•смел до безрассудности, не боится синяков и шишек;

•почти всегда берёт верх в «потасовках», выигрывает в спортивных играх;

• ловко управляется со спортивным инвентарём;

• лучше многих сверстников развит физически и координирован в движениях;

• предпочитает спокойным развлечениям даже бесцельную беготню;

• кажется, что он никогда не устаёт;

• у него есть свой герой-спортсмен

5. У ребёнка литературное дарование

• рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться сюжета, не теряет основную мысль;

• любит фантазировать;

• выбирает в своих рассказах слова, которые передают эмоциональное состояние героев;

• изображает персонажей своих фантазий эмоциональными, очеловеченными и т. п.;

• любит писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни

-2

6. Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:

•интересуется самыми разными механизмами и машинами;

•любит конструировать модели, приборы;

•сам докапывается до причин неисправности механизмов, аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

•может (или пытается) чинить испорченные приборы, механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;

•любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;

•интересуется специальной, возможно даже взрослой технической литературой.

7. Ребёнок имеет музыкальный талант, если он

• любит музыку и музыкальные записи, всегда устремляется туда, где можно послушать музыку;

• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

•если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;

•сочиняет свои собственные мелодии;

• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

-3

8. Художественные способности ребёнка

• не находя слов прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои эмоции

•в своих рисунках отображает всё разнообразие предметов и людей;

•серьёзно относится к произведениям искусства;

• охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует краски и материалы;

• стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение – украшение для дома, одежды и т. д.

•высказывает своё мнение о классических произведениях.

Оценка результатов

Информация, полученная в ходе обследования, поможет выявить к каким видам деятельности предрасположен ребёнок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.

В подготовке статьи использованы материалы книги Н. Преображенской «Ваши творческие способности»