Система, ориентированная на выявление способностей с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Ниже описана анкета, разработанная специалистами в области детской психологии, широко применяется в США.
Преимущество этой системы перед другими проста и может проводиться психологами, воспитателями, учителями и родителями.
1. Артистический талант
•часто выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
•стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением что-то рассказывает;
•меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
•с большим желанием выступает перед аудиторией, любит присутствие взрослых;
•лёгко передразнивает чьи-то позы, выражение и т. п.
•пластичен и открыт новому;
•любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
2. У ребёнка способности к научной работе
•обладает ярко выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
•умеет чётко выразить словами чужую и собственные мысли или наблюдения;
•любит читать или смотреть детскую техническую литературу, опережая в этом своих сверстников;
•часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
•с удовольствием проводит время за созданием собственных конструкций, схем, коллекций и др.
•не унывает и ненадолго остывает к работе, если его проект или изобретение не поддержаны.
3. У ребёнка незаурядный интеллект
•хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
•обладает хорошей памятью;
•лёгко схватывает новый учебный материал;
•задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
•любит читать книги по своей собственной «программе»;
• обгоняет сверстников по учёбе, но может не быть отличником;
• лучше сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (политика, наука и т. д.);
• обладает здравым смыслом, рассудителен;
• очень восприимчив, наблюдателен, реагирует на всё новое;
4. Спортивные способности ребёнка
•очень энергичен, всё время хочет двигаться
•смел до безрассудности, не боится синяков и шишек;
•почти всегда берёт верх в «потасовках», выигрывает в спортивных играх;
• ловко управляется со спортивным инвентарём;
• лучше многих сверстников развит физически и координирован в движениях;
• предпочитает спокойным развлечениям даже бесцельную беготню;
• кажется, что он никогда не устаёт;
• у него есть свой герой-спортсмен
5. У ребёнка литературное дарование
• рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться сюжета, не теряет основную мысль;
• любит фантазировать;
• выбирает в своих рассказах слова, которые передают эмоциональное состояние героев;
• изображает персонажей своих фантазий эмоциональными, очеловеченными и т. п.;
• любит писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни
6. Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:
•интересуется самыми разными механизмами и машинами;
•любит конструировать модели, приборы;
•сам докапывается до причин неисправности механизмов, аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
•может (или пытается) чинить испорченные приборы, механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
•любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
•интересуется специальной, возможно даже взрослой технической литературой.
7. Ребёнок имеет музыкальный талант, если он
• любит музыку и музыкальные записи, всегда устремляется туда, где можно послушать музыку;
• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
•если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;
•сочиняет свои собственные мелодии;
• научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
8. Художественные способности ребёнка
• не находя слов прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои эмоции
•в своих рисунках отображает всё разнообразие предметов и людей;
•серьёзно относится к произведениям искусства;
• охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует краски и материалы;
• стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение – украшение для дома, одежды и т. д.
•высказывает своё мнение о классических произведениях.
Оценка результатов
Информация, полученная в ходе обследования, поможет выявить к каким видам деятельности предрасположен ребёнок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.
В подготовке статьи использованы материалы книги Н. Преображенской «Ваши творческие способности»