Найти тему
Анна Шеремет

Как не вырастить эгоиста?

Я всё время говорю о том, что нужно хвалить ребёнка, и, конечно, возникает разумный вопрос: как при этом не потерять грань и не вырастить эгоиста?

На самом деле, я рекомендую хвалить детей не просто так, а потому что вижу большую проблему в том, что ребёнок не чувствует своей ценности, поэтому и настаиваю, что нужно давать подтверждение его уникальности, иначе он вырастет одиночкой, не будет ощущать себя важным для других. И тогда мы получим эгоиста – человека, который превыше всего ставит свою личность, стремится к реализации только своих целей и принимает во внимание только свои ценности. Каждый знает, что он важен, но если ему не говорят об этом или, что ещё хуже, говорят «свалилось же мне на голову счастье», «как мне надоело за тобой ухаживать», «если бы я не забеременела тобой, я бы уже…», «лучше бы я аборт сделала», он просто закрывается от окружения.

Поэтому ребёнка важно хвалить. А чтобы не перейти ту самую грань, нужно давать подтверждение тому, что реально существует. Например, вы вернулись с работы, а ребёнок вас встретил и помог раздеться. Скажите ему: «Какой ты у меня заботливый, мне приятна твоя помощь», т.е. хвалите после выполненного действия, а не просто за то, что он есть. Потому что, если ребёнок ничего не сотворил, а вы ему говорите, какой он замечательный и хороший, то это тоже переход грани в сторону эгоизма.

Также ребёнок сможет ощутить свою необходимость, если будет помогать вам по дому, сейчас расскажу, как именно это устроено. Начну с того, что раньше чаще всего материально обеспечивать семью было задачей мужчины, а создавать уют и воспитывать детей – женщины. В XXI веке эти роли немного перемешались: сейчас мама может быть успешной в работе, а папа – в домашнем хозяйстве, а некоторые вынуждены совмещать и то и другое из-за отсутствия супруга.

Так вот, в итоге смещения ролей чаще всего оба родителя работают, приходят домой уставшие, а им ещё нужно накормить семью, сделать уроки с ребёнком, навести порядок и т.д. Всё перемешалось: работа, хозяйство, взаимоотношения, воспитание. И я понимаю родителей, на них висит много задач, порой бывает, им просто некогда заниматься детьми, общаться и радоваться жизни. И я страшно не согласна с тем, что мама и папа, которым нужно отдохнуть после трудного дня, должны продолжать работать даже дома – делать уроки с ребёнком, поделки до двух часов ночи и т.п. Дом должен быть наполнен уютом для каждого члена семьи. Поэтому в нашей школе «Подсолнух» нет домашних заданий, мы за то, чтобы дети и родители проводили больше времени вместе. Идеальная картина, которую я бы хотела видеть в каждой семье: вечером все собираются, вместе смотрят фильмы, ужинают, играют, организуют домашнее хозяйство.

Совместные домашние дела важны, они могут показать ребёнку, что в семье важна помощь каждого. Нужно разделить обязанности между всеми, договориться.

Например, у меня в детстве не было посудомоечных машин, поэтому тарелки мы мыли каждый сам за собой, а сковородки и кастрюли – дежурный (у нас был график). Полы мы мыли по очереди в выходные, папа с братом были ответственные за покупку продуктов, картошку всегда чистили дети. Ещё мама оставляла список дел на столе, поэтому мы всегда знали, какая именно помощь от нас нужна.

Совместная деятельность должна существовать в семье, причём «совместная» – это не значит, что все стоят и делают вместе, это о том, что вместе делают одну работу – ведут домашнее хозяйство.

Но очень важно: должно прийти понимание, что важен вклад каждого. Давайте много подтверждений выполненной работе, благодарите за помощь. В таком случае эгоизма точно не будет, потому что человек участвовал в общем деле. Конечно, в технологический век, когда у нас есть пылесосы, стиральные и посудомоечные машины и т.д., остаётся мало домашних дел. Но ведь это так здорово! Свободное время можно использовать на общение, прогулки и т.п.

Как же научить ребёнка помогать по дому? Для начала ему нужно дать область, которую он будет контролировать, но нужно быть готовым, что он не всегда будет это делать, проявите терпение. Но если ребёнок соглашается на работу, а потом перестаёт её выполнять, то нужно узнать, почему это происходит.

Нужно ли его ругать? Постарайтесь постепенно довести до понимания: разговаривайте спокойно, затем посерьёзнее, потом можно и поругать. Но делайте это правильно: никогда не обесценивайте самого ребёнка как человека, обесценивайте его лень и неучастие в совместной работе. Например, сын не моет полы по графику. Поговорите с ним, объясните, почему это важно, потом можете повысить голос: «мне надоело, что ты ленишься, это неправильно. Я знаю, что ты можешь это делать хорошо, знаю, что умеешь, но не делаешь – это неправильно. Когда ты сделаешь?».

И здесь встаёт вопрос: не лишают ли домашние дела свободы?

Очевидно, что человеку нужно время, в котором он сможет делать всё, что хочет: играть в игры, которые ему интересны, заниматься хобби, сидеть за компьютером и т.д. Лучше всего вписать эти занятия в график, то есть выделить в расписании свободное время, которое ребёнок будет посвящать своим делам. Если научить детей планировать, то во взрослой жизни они будут более «прокачанными»: они всегда будут знать, что и когда необходимо выполнить, а люди, которые умеют распределять своё время, намного успешнее остальных.

По поводу подростков: им свобода просто жизненно необходима, потому что они считают себя взрослыми, с ними нужно договариваться. Например, я своих прошу просто сообщать, где они и с кем, просто объясняя, что я мама. Они частенько забывают об этом, но лучше не ругать, а превращать в шутку, напоминая, что родители нервничают и беспокоятся. Конечно, конфликты есть и будут, к сожалению. Важно, что в нём участвуют двое, он редко бывает на троих. Поэтому, родителям нужно договориться, что, если кого-то «понесло», то он просто уходит в другую комнату, а другой продолжает общаться с ребёнком.

Дорогие родители, хвалите своего ребёнка за его уникальность, обращайтесь к нему за помощью, доверяйте домашние дела, и он будет счастлив чувствовать себя нужным для вас!