Новейший продукт отечественной промышленности, за которым внимательно следят во всем мире, планово движется к своей цели в городе Певек (Чукотский АО). Там плавучий энергоблок должен выдать первое электричество осенью-зимой 2019 года. Сейчас (в апреле 2019) «Михаил Ломоносов» находится в городе Мурманск, где проходит испытания.
Уникальный проект разработан с учетом возможных неблагоприятных условий окружающей среды и внешних воздействий на корпус судна, который способен выдержать цунами. Он имеет двойное дно и двойные борта. Сама плавучая электростанция не имеет возможности двигаться самостоятельно, а потому должна буксироваться специализированными судами. Таким образом, она может плыть по рекам и морям к пункту назначения.
ПАТЭС способна снабдить электричеством (до 70 МВт) и теплом (до 140Гкал/час) небольшой город до 100000 человек, благодаря проверенным в условиях Севера ядерным реакторам КЛТ-40С. Предполагается, что этого хватит так же для запитки удаленных рудников и производств, которые не имеют возможности подключаться к централизованной энергосистеме.
Плавучая электростанция вызывает большой интерес, в том числе и со стороны островных государств, из-за её мобильности и больших возможностях в опреснении морской воды.
Для качественного функционирования ПАТЭС требуется соответствующая инфраструктура на берегу, которая сейчас интенсивно строится в Певеке. Сама платформа обслуживается и управляется персоналом численностью в 70 человек, которые проживают на ней в комфортных условиях. Её длина 144 метра и ширина порядка 30 метров, водоизмещение 21560 тонн.
Жизнь плавучего энергоблока равна 3 циклам по 12 лет. В конце каждого из них, около года, длится перегрузка топлива и плановый техосмотр.
Данный проект часто критикуют за его дороговизну и затягивание сроков начала эксплуатации. Начав свой путь в далёком 2007, «Михаил Ломоносов» все таки уверенно приближается к Певеку.
На 2015 год стоимость ПАТЭС оценивалась в 37.3 миллиарда рублей, в отличии от начальных расчетов где сумма равнялась 9.1 миллиарда рублей. Надо так же учитывать, что во время перегрузки топлива в конце 12 летнего цикла атомная электростанция не сможет снабжать город и территории рядом с ним теплом и энергией. Для этого планируется построить за указанное время новую станцию. Она будет работать, скорее всего, на дизельном топливе/газе и выдавать требуемое электричество и тепло. Возможно, у правительства есть и другие варианты решения этой задачи.
Плавучая атомная электростанция «Михаил Ломоносов» является первой ласточкой среди мобильных установок, снабжающих население и предприятия электричеством и теплом в труднодоступных районах нашей планеты. А именно там, как правило, ещё остались нетронутыми природные ресурсы. Так что можно быть уверенными в том, что проект будет развиваться, и себестоимость такой энергостанции будет постоянно снижаться за счет использования новых технологий и внедрения эффективных решений.