В какой-то мере посёлок Ныроб – это настоящий "край земли". Севернее люди нынче почти не живут, а колоний-поселений больше, чем деревень. Обитаемые земли вновь начинаются лишь за Печорой, уже в Республике Коми.
В народе Ныроб называют "городом узников". К слову, официального статуса города Ныроб не имеет, хотя в своё время входил в Перечень исторических городов России, а по количеству населения даже обгоняет райцентр Чердынь.
Впервые в письменных исторических источниках деревня Ныробка упоминается в 1579 году. Название населённого пункта имеет коми-пермяцкие корни: "ныр-ыб" можно перевести как "носово поле". Известно, что во второй половине XVI века в этих местах жил некий Иванко Нос – основатель широко распространённой здесь фамилии Носовых. Очевидно, с его прозвищем и связано появление топонима.
Широкую известность деревня получила в 1601 году, когда царь Борис Годунов сослал в Ныробку обвинённого в колдовстве опального боярина Михаила Никитича Романова – дядю будущего царя Михаила Фёдоровича. В те времена освоение Сибири только начиналось, и земли Прикамья являлись по сути самыми дальними задворками Руси.
Михаила Романова отправили в Ныробку по сути на смерть. Его содержали в яме "саженью глубины, в сажень длины и ширины" (то есть, примерно 2 на 2 метра). Сверху узилище перекрыли деревянным настилом с маленьким зарешеченным окошком, через которое спускали еду. В яму почти не попадал солнечный свет, зато без труда проникали дождь, снег и талая вода. К зиме в ней оборудовали очаг, топившийся без трубы по-черному, от которого было больше дыма, чем тепла. Ко всему прочему с боярина не снимали железных оков весом в 2 пуда – больше 30 килограмм.
Стражники надеялись на быструю смерть узника, поэтому постоянно урезали его паёк, и без того состоявший лишь из хлеба и воды, а вскоре и вовсе перестали давать пищу. Местные жители пожалели боярина и тайком стали подкармливать его. За это по приказу пристава Романа Тушина – будущего верхотурского воеводы – пятерых крестьян в назидание другим подвергли жестоким пыткам и сослали в Казань. Лишь двое из них вернулись в Ныробку спустя шесть лет.
В таких нечеловеческих условиях Михаил Романов смог протянуть чуть более полугода. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти. Похоронен Михаил Никитич был здесь же, но в 1606 году его останки перенесли в Москву и с почестями захоронили в Новоспасском монастыре. Придя к власти, царь Михаил Фёдорович не забыл местных жителей. За сострадание к ссыльному Ныробка получила обельную грамоту – бессрочное освобождение от государственных налогов.
В 1704 году в Ныробке построили каменную Никольскую церковь. Этот изящный пятиглавый храм, украшенный каменным кружевом, на мой взгляд – один из самых красивых на Урале.
На месте первоначального захоронения Михаила Романова в 1736 году построили гораздо более лаконичную и неприметную Богоявленскую церковь. Именно в ней почти триста лет хранилась главная местная святыня – оковы боярина Михаила Романова. Люди верили в их чудотворность и целительную силу, прикоснуться к ним ежегодно приходили до шести тысяч паломников. В настоящее время реликвия хранится в краеведческом музее Чердыни. Не обошли вниманием и узилище Романова. Над оплывшей ямой поставили каменную часовню. К 300-летию дома Романовых вокруг нее воздвигли богато украшенную литую чугунную ограду с каменными столбами. Правда, при советской власти часовню разобрали, яму засыпали, украшения с ограды сбили и устроили на месте узилища сквер.
Ныроб прославился не единственным известным узником. В 1913 году здесь отбывал ссылку будущий нарком обороны СССР Клим Ворошилов. Впрочем, многовековое смягчение нравов взяло своё: ссылку будущий маршал коротал уже не в яме, а в уютном двухэтажном доме.
Старый Ныроб сохранил дух дореволюционного Урала. Это большое село с приземистыми и грубо сколоченными избами, мало изменившееся за последние двести лет – очень атмосферное место, которое обязательно стоит посетить. А неподалеку от Ныроба находится самая длинная на Урале пещера Дивья – протяженность её ходов превышает 10 километров.