Девиз одной из политических партий содержит призыв показать ладонь: если на ней есть трудовые мозоли, их обладатель без каких-либо дополнительных рекомендаций сразу принимается в данный сплоченный союз. Такая рука привыкла к работе строителя, металлурга, садовода.
Пальцы пианиста – другие.
Легенда гласит: кисть профессионального пианиста – непременно узкая, нежная, тонкая, длинная с гладкой шелковистой кожей и подвижными легкими суставами. Что и позволяет ей «бабочкой» непринужденно часами «порхать» над клавиатурой инструмента.
Однако история музыки полна прямо противоположных примеров. Самый яркий – Антон Рубинштейн. «Львиная лапа» – так окрестили «трепетную длань» исполнителя его коллеги-современники. Правда, для справедливости высказывания добавляли к эпитету несколько слов («в бархатной перчатке»). Что не слишком меняло суть определения: развитая мускулатура коротких толстых пальцев гениального пианиста, позволяла Северному Чудовищу (еще одно из прозвищ гениального пианиста) потрясать слух восхищенных поклонников его таланта мощным Fortissimo в весьма почтенном возрасте.
«Большими и красивыми» называли и руки композитора Рахманинова. В течение некоторого времени ему даже выставляли диагноз «синдром (болезнь) Марфана», который, к счастью, впоследствии не подтвердился. Двенадцать белых клавиш! Вот сколько он мог охватить своей правой кистью.
Именно «накачанные» червеобразные и межкостные мышцы рук выдают в человеке музыканта. Но даже их усилий недостаточно, чтобы радовать своим исполнением залы меломанов. Доказано: в процессе исполнения произведений в экспрессивной технике пианист активно задействует мышцы плечевого пояса, груди, спины (они-то и «направляют» его кисти). Кончики пальцев лишь завершают движение, идущее от корпуса, «завершают начатый аккорд».
А рождается музыка, разумеется, в душе…