Когда я начинал свою выездную деятельность (во всех смыслах), а было это в конце девяностых, денег у молодежи особо не водилось. Да и не только у молодежи, скажем прямо. А ездить хотелось так, что мочи нет. И вот на помощь таким, как я, псевдотуристам, приходили пригородные поезда, которыми наша необъятная была щедро так усыпана по старой советской традиции. Электрички в народе именовались "собаками", ну а там, где электрификации на линии не было, ходили в основном "подкидыши", хотя второе название было разным в разных регионах.
До оптимизации пригородного железнодорожного сообщения, когда уберут добрую его половину, было еще далеко, поэтому доехать таким нехитрым образом, пересаживаясь с электрички на электричку, можно было практически куда угодно.
Оплатой проезда сильно не заморачивались - времена то сами помните какие были. Где то договаривались с контролерами, где то игнорировали. Да и сами проверяющие частенько лояльны были к таким ездунам, когда узнавали конечный пункт маршрута, просто шли дальше. 😁 Ну и в случае поездки большой толпой, общение с контролерами проходило совсем легко, ибо два-три работника на полтинник или даже сотку собачников - так себе расклад для них.
Кто только не ездил на собаках в те годы. Помимо очевидных футбольных фанатов, это были и поклонники разных музыкальных коллективов (те же алисоманы), ролевики всякие и прочие субкультуры.
Я сам за три года активной собачьей жизни 🙈 катался в основном недалеко - классическим маршрутом от Питера до Москвы, ну еще Нижний и Ярославль посещал. Но и несколько раз удавались действительно масштабные собачьи вояжи, Питер - Новороссийск и Минск - Москва - Туапсе, например.
От моего города до Столицы доехать можно было за день, выехав в 8.40 утра в Москву прибывал в районе двадцати трех, сделав три, а иногда и четыре пересадки. Нынче же так можно доехать лишь в будние дни, да и займет это гораздо больше времени.
Да и до Черного моря не доехать нынче на собаках - после прекращения движения на участке Гартмашевка - Чертково и строительства обхода Украины, на котором "забыли" сделать пригородное движение. Так что какую то часть пути все равно придется преодолевать на ПДСе (поезде дальнего следования).
Сильно на восток я не забирался, но знал людей, которые забирались. 😁 По крайней мере, уж в Екатеринбург то многие из моих знакомых так гоняли.
В таком способе перемещения, безусловно, есть определенная романтика. Езда со всеми остановками погружает в определенный ритм - начинаешь просто ловить кайф от постоянных полустанков, постепенно меняющимися за окном пейзажей, разных людей, едущих по своим делам от одной маленькой станции до другой... Именно с тех, пожалуй, времен и осталась у меня любовь к локальному транспорту. До сих пор, если есть возможность, часть своих маршрутов делаю "на собаках", пусть даже собаки эти польские или словацкие какие-нибудь.
Естественно, сейчас проезд везде оплачиваю - вообще это нормально, оплачивать проезд 😁 И ехать на пригородных, по крайней мере, по России, получается дороже, чем на ПДСе. Дороже и дольше. Это то, что надо.
Хотя и в наше время есть любители такого способа передвижения, в том числе и на Дзене. Их в разы меньше, чем было, но они есть и, да, они по прежнему не платят за проезд, вписываются в товарняки (я всего раз так сделал) и ПДСы через резину и вообще хардкорят по олдскулу. Те еще ребята, конечно. Читаю их с огромным удовольствием.
Но в целом эта история подошла к логическому концу - особого смысла в таком способе перемещения, с учетом цен на билеты и отношения контролирующих организаций, не стало, да и деньги у молодежи стали водиться явно в большем количестве. Опять же самолеты появились за вменяемые деньги, так что езда на собаках нынче - это удел железнодорожных фанатов.
Коронавирусный психоз, который всем любителям не сидеть дома, сильно попортил планы, как раз для меня шанс "погонять на псах" по тем железнодорожным веткам, по которым давно хотел, но все повода не было. Думаю, этим летом это осуществить. Все цивильно, за деньги, разумеется. Как говорил Федор Конюхов - а чего дома то сидеть?
Спасибо, что дочитали.