Хлопнула во дворе калитка, кто-то вошел во двор. Серафима оторвалась от мытья посуды, вытерла о старый передник руки и пошла открывать дверь.
Это была почтальонша Катенька, она носила пенсии. Хохотушка Катерина была внимательна и заботлива к старикам в деревне, никогда не отказывала если попросить что-нибудь принести из магазина в соседней деревне. А путь-то не малый, все пять километров.
Катерина прошла на кухню, положила на стол деньги, поставила в ведомости галочку и протянула Серафиме ручку. Серафима достала очки из кармана передника и поставила свою незатейливую подпись.
- Серафима Ивановна, а вы в район-то когда поедете?- спросила Катерина.
- Это зачем мне в район-то, милая?- удивилась Серафима .
- Вы же у нас в войну родились, медаль вам положена. "Дети войны" называется. В собес вам надо ехать документы оформлять.
Катерина, убрала ведомость в свою сумку, попрощалась с Серафимой и побежала дальше разносить пенсии.
Серафима в задумчивости села у стола, убирая деньги под клеенку на столе.
- Медаль, это хорошо, это правильно. Помнят и понимают значит горести наши детские.
Она долго и неподвижно сидела за столом. Воспоминания нахлынули внезапно, но как на яву, казалось, что это было вчера.
Она видела себя, как бы со стороны, вот она маленькой девочкой, по весне ищет на поле оставшиеся с осени картофелины. Их было мало, они были полусгнившие и холодные от не оттаявшей еще земли. Мать их мыла, рубила сечкой в деревянном корытце, замешивала с горсткой муки, добавляя сушеную лебеду. Вкус этих оладий Серафима не забудет никогда.
Она вспомнила, как мать с окаменевшим лицом просидела два дня за столом под иконами, когда получила похоронку на отца. Она не ревела и не голосила, она с тех пор перестала улыбаться. Серафима не помнила отца, она пыталась, но черты его лица ускользали из памяти.
- Медаль- вслух произнесла Серафима отрываясь от воспоминаний.
- Вот завтра с утра и поеду.
Весна была ранняя и на дворе было по летнему тепло, но еще не жарко. С утра Серафима не спеша дошла до соседней деревни, присев на остановке ждала автобус.
- Ивановна, ты никак в район собралась?- приостанавливаясь спросила продавщица Галина, спеша на работу.
- Медаль получать еду.
Галина с недоумением посмотрела на Серафиму и пошла дальше.
Показался автобус, он развернулся на площади перед магазином и остановился на остановке. Серафима зашла в автобус и села на свободное сиденье.
От усталости разболелась правая коленка, Серафима растирала ее рукой, стараясь унять боль, но это не помогало.
Она вспомнила, как много лет назад, также утром она уезжала на учебу в район. Ее, как лучшую ученицу, отправили на учебу от колхоза. Мать сокрушалась, что теперь одна на хозяйстве останется, но Серафиме не препятствовала.
Вернулась в деревню Серафима с дипломом учителя младших классов, так и работала до самой пенсии.Но теперь уже нет ни этой школы, ни колхоза, да и ученики все разъехались, кто в район, а кто в город подался.
Автобус остановился, Серафима вышла и направилась в собес.
В собесе в нужный ей кабинет было не много народу, но каждый по долгу находился в кабинете, а время подходило к обеду. Серафима беспокоилось, что ее очередь не подойдет до перерыва и она может не успеть на автобус.
Так и случилось. Молодая женщина выйдя из кабинета объявила о перерыве. Серафима засуетилась, встала, подошла к женщине и извиняющимся тоном стала просить принять ее , объясняя про автобус, про то что далеко живет, про то что всего два рейса в день.
- Вы по какому вопросу?- перебивая Серафиму спросила она ее.
Серафима сказала про медаль.
- Ходите тут, а что вы сделали для Победы?- вызывающим тоном произнесла женщина.
Серафима растерялась, опустилась на скамейку, почувствовала, как затрепетало в груди сердце.
-На воздух, на воздух надо! - пронеслось у нее в мыслях.
Ноги налились непонятной тяжестью и не хотели слушаться, а в ушах стоял стук каблуков удалявшейся социальной работницы.