В последние годы транспорт на электричестве: велосипеды, самокаты и автомобили стали набирать популярность. Знаменитая «Тесла», о которой все говорят, но при этом не знают, что в СССР еще в 20-х годах пробовали пахать землю при помощи электричества. А в конце 40-х годах появились полноценные электротрактора.
20-е годы – эпоха электричества, и для продвижения этих идей в народные массы немало сделал Владимир Ильич Ленин. Один план ГОЭЛРО – Государственная комиссия по электрификации России, принятый в феврале 1920 года, чего стоил.
И народ живо отреагировал, появились энтузиасты и самоделкины. Так группа рабочих Петроградской городской электростанции придумали электроплуг для вспашки земли. Да, это была простая конструкция – на автомобильных шасси укрепили лебедки, которые тянули на тросах плуг. Полноценным трактором это не назовешь, но все же это первый шаг.
Проект заинтересовал Ленина, и в октябре 1921 года он сам приехал посмотреть на испытание этого электроплуга. Ленин, несмотря на свою занятость, по словам очевидцев, долго ходил за плугом и смотрел на его работу.
Конечно, до совершенства плуга было далеко, тем не менее, вождю эта идея понравилась, и указав на недостатки, он потребовал усовершенствовать электроплуг и начать серийное производство. Но тогда плуг на электротяге не выдержал конкуренции с обычными тракторами.
Но Сталин не забыл про электричество, и в 1932 году были выделены внушительные средства на приобретение иностранного оборудования для комплектации электрозавода. Но Сталин решил пойти дальше – а именно создать полноценные электротрактора.
И в 1937 году появился первый образец – электротрактор ВИМЭ-2, а в 1939 году – ВИМЭ-4.
Конструкция достаточно проста – вместо двигателя внутреннего сгорания устанавливался электродвигатели, сзади устанавливался барабан с кабелем, который присоединялся к трансформаторной подстанции, которая подключалась к сети.
Передвигаясь, трактор разматывал кабель при помощи барабана и направляющей стрелы. Длина кабеля составляла 750 метров, что позволяло без передвижения подстанции вспахать до 60 гектаров земли.
Подобная привязка электротрактора к электросети и стала основным препятствием для серийного производства. Трактор имел много преимуществ, но и один недостаток – кабель быстро изнашивался и перетирался. Затем началась война.
Но после войны Сталин не забыл о электротракторах. В 1948 году на испытание в колхоз «Заря» в Свердловской области поступили электротрактора «ЭТ-2», «ЭТ-3», «ЭТ-4», «ЭТ-5», «ЭТ-8».
«ЭТ-5» оказался наиболее удачной моделью. Трактор экономил 20 кг топлива на гектар, и 70% смазочных материалов. Что в условиях послевоенного дефицита нефтепродуктов было очень актуально.
Правда, проблема с электрокабелями осталась, достаточно мощные аккумуляторы создать не удавалось – впрочем, и сейчас проблема с мощностью и емкостью аккумуляторов осталась. Но задача была бы решена, раз Сталин поставил ее, в планах даже было изготовление небольших атомных реакторов, солнечных батарей, да и работу над аккумуляторами никто не прекращал.
Но Сталин умер, и грандиозные планы после его смерти быстро свернули – Хрущев мелко мстил своему бывшему хозяину. И теперь мы восхищаемся Илоном Маском, и заказываем электровелосипеды в Китае…