Найти в Дзене
Filip Cidelnikov

Подлинная история, вызванная из памяти нападками на Чулпан.

Оглавление

Или кто извиняться перед русскими?

Послесловие в начале.

Дети с молодой женщиной до полнейшего изнеможения бежали всю ночь. Бросив родную хату, бабушка мама моей мамы тогда ещё молодая женщина с ужасным шрамом на лице бежала по переменке с младшими на руках. Уговаривая хныкающих детей, “дети, что бы нас ни поймали, нужно бежать быстрей и дальше”.

О как предательски коротки летние ночи.

Утром, в колхозе их хватились, началась погоня.

Мол, у сука, с выводком далеко не уйдёшььь. Сгноим суку на чёрных работах.

.............................

Русская деревня мамы (столыпинских переселенцев) точно не помню названия, Ребрихинского района Алтайского края, во время войны вымерла от голода, По воспоминаниям родителей во время воны в Сибири много деревень вымерло от голода.

Семья мамы спаслась. Моя бабушка (тогда молодая женщина) , выбрав ночь потемней, увела своих детей в горы.

Вспоминаю эту историю, рассказанную мне мамой, во мне звучит Аве Мария, это про них.

............................

Мне было лет 5-ть когда я последний раз видел бабушку. Она подзывала меня, я же боялся подойти к ней, потому как её лицо слева направо было изуродовано страшным шрамом. Извилистый шрам, стекая со лба, расширяясь через всё лицо, обрывался на нижней челюсти.

Этот шрам был след от удара бичом. Так ложиться конец бича, растягиваясь в полёте, сжимаясь на встреченном препятствии, вырывая мягкие ткани.

Бабушка, тогда молодая красивая, пышногрудая блондинка не отдалась колхозной администрации.

.................................

С детства знал, что в СССР есть национальные противоречия, и никак не мог взять в толк почему. Много позже моя служба в сов. армии расставила все точки над ‘И’. В СА я впервые встретился лицом к лицо почти о всеми национальностями сов. союза. Но это уже совсем другая история.

Коротко замечу. Хорошо помню как без всяких видимых причин призывники с Кавказа и, особо из Грузии, со скрежетом зубов на ломаном русском говаривали. “Убили вы нашего великого героя Сталина (девичья фамилия Джугашвили), он вас всех держал кулаке. Ух, был бы жив, он бы дал вам всем просраться”.

.......................

Разговор с отцом на привале.

В моём детстве мы ездили к бабушке (маме отца) в деревню Медяки, что находилась в Каргадском районе Новосибирской области. 300 км, пути мы преодолевали с 5-ти утра до 11 вечера. Бывало, к концу дня, я щуплый подросток, обессиливший до дрожи, в слезах изнеможения валился в дорожную жижу, цепляясь за тонущий в земле транспорт, не в силах подняться на коленях продолжал выталкивать машину. Последним форпостом было село Мусы что в Каргатском районе Новосибирской области.

Как то на привале под селом Мусы, спросил отца.

Откуда тут в Сибирских болотах большое татарское поселение?

Что, мол, тоже как и наши деды столыпинские переселенцы, которые впоследствии уходили как можно дальше от советской власти в болота Сибири?

Ответ отца.

От советской власти болота не спасли. Добралась она до самых медвежьих углов. Всех, согнали в колхозы.

Работа в колхозе была от зари до зари, оплаты никакой. Эт по телевизору трудодни дают, трудодень получить было великое счастье.

Кто был в силе возмутись против таких порядков. Приехали НКВДешники все возмутившихся забрали.

Куда?

Неизвестно.

Много народу забрали?

Деревня была не большая. Считай почти всех взрослых мужиков, человек 13-ть.

А деда нашего взяли?

Нет, он осознавал опасность, молчал. Его забрали потом, на фронт, там он и сгинул.

Почему же за труд не платили?

По законам Джугашвили (сталинским), брали налоги со двора, есть у тебя или нет, обязан сдать столько-то мяса, столько-то яиц, столько-то молока, столько-то овчины и т.д.,

Сколько заработал в колхозе, знать не давали, говорили, что ты должен колхозу потому как колхоз сдал за тебя государству требуемое кол-во налогов.

С чего налог то? Ведь всё хозяйство изъяли в колхоз.

Да, жили впроголодь, вскорости оставшуюся коровёнку за долги по налогам забрала пара милиционеров пришедших из района. Тут и совсем зубы на полку сложили.

Остались в деревне одни бабы и дети, да ещё председательские прихвостни. Тогда они погнали детей работать в колхозе, (с 12 лет отец работал в колхозе).

Так ведь не платили, почему не отказаться от работы? Детей то они в НКВД не заберут.

За отказ работать или если прихвостням казалось что плохо работаешь, били бичами, теми, что скот гоняют. Боль ууу, нестерпимая на скотине шкура лопается, а у человека мясо до ребер рассекает.

Так в таком случае кровью изойдешь?

Да случалось, забивали до смерти.

А в выходной или праздник грибы-ягоды собирать, рыбу ловить?

Выходных, праздников не было. Работали постоянно. Рыбу ловить нечем. Как плести мордушки дети не знали.

А чё в колхозе не кормили?

Да так изредка давали баланду из не большого количества муки разведенной в кипятке.

Однажды в конец оголодавшая ребятня сорвалась с работы собирать пшеничные колоски на убранном поле. Узнал председатель, на коне с бичом кинулся на поле, детвора врассыпную, один самый маленький приотстал. Схватил его председатель и с высоты коня со всего размаха ударил об землю, мальчонка то сразу тут же кровью захлебнулся.

Пап, а как же закон, право?

Аааа, какие там законы, все не грамотные не писать, не читать не умели, единственного учителя на фронт забрали. Вместо школы в колхозе работали. Но как-то дошли слухи об этих зверствах в райцентр. Приехали НКВДешники, провели эксгумацию. По ночам бражничали в доме председателя, всех молодых баб на ночные допросы таскали. Дня через три уехали, вот и всё тебе право.

Даааа, а Мусы образовалась во время войны. В то время татар нагнали тьма. Дело было зимой, морозы стояли под -50С наверное доходило и ниже.

Были те татары одеты лучше нас, но легко, по-осеннему. Просили у нас помощи, предлагали обмены, а у нас у самих шаром покати ничего. Из одежды драная шубейка на четверых, одни штаны на троих, да пара драных длинных рубах, что мать соткала из конопли. Летом траву жрали, очень выручала лебеда, зимой совсем смерть.

А обувь?

Лапти , очень не удобная обувка.

Младшего брата в детдом сдали, что б с голоду не умер, а то уж совсем доходил. Крыс ловили.

Как крысы на вкус?

Дрянь.

Было большой удачей украсть у председательских собак картофельные очистки, дело это было очень рисковое почти не выполнимое, собаки злые ну как у немцев в кино показывают. Изредка тайком жена председателя давала картофельные очистки. Это был праздник.

А почему тайком?

Ругал её председатель, что бы ни прикармливала. А она была какой-то дальней родней нашей матери.

А отчего было не пустить в хату хотя бы детей тех татар?

Дед срубил хату очень маленькую, так что бы было легче зимой протопить, а то на зиму было дров не набраться. В той хате мы сами как селёдки в бочке сидели.

Ну а чё татар было пустить в баню?

К тому времени баню уже сожгли.

Как? Кто сжёг? Где мыться? и вы мылись? Да и чем?

Сами сожгли, что бы ни околеть от холода. Работа в колхозе не оставляла времени на заготовку дров. Баню и всё подворье, всё сами развалили на дрова. Мылись в хате, щёлоком, опять же тепло, экономия дров.

Но как, же вы не умерли от голода зимой?

Сторож скотского кладбища из-за сильных морозов уходил на ночь домой. Той ночью мы раскапывали скотские могильники. Вываривали мослы павшей скотины в трёх водах. Павшую в колхозе скотину заливали креолином, вонь невозможная, но жрали (отец не пил, но всю жизнь страдал от цирроза печени. при малейшем запахе креолина у отца открывалась рвота).

Пап, но почему не выварить падаль в шести водах и более, пока запах креолина не отойдёт?

Долго. От нестерпимого голода не нахватало терпения.

А что те татары?

Они в неимоверных количествах умирали в снегу, просто пачками.

Пап, а то по весне трупы тех татар кто хоронил, вы? или те выжившие из Мусов?

Аааа ............, какие там трупы, до весны волки да лисы растаскали. Во время войны волков развелось страсть. Появились красные волки, крупное и очень хитрое животное.

Пап, как же на таком морозе выжили те, кто основал Мусы?

Копали землянки.

Да как же без инструментов? Земля то промерзает на метр.

На кострище рыли руками и заточенными на костре кольями.

Уж вечерняя зорька занимается, хватит разглагольствовать, осталось совсем ерунда километров 20-ть. Поехали.

......................

Зори там тихи.

P.S.

Мой отец увидел хлеб только в армии Джугашвили .

Всё это очень горько и дико.

....................

С обеих сторон я славянин. Когда мои дядья у бабушки (мамы моего отца) спрашивали, мама скажите(тогда обращались к родителям только на вы) откуда мы в Сибирь пришли? она отвечала на белорусском языке с Россее. Мама ну Россия то большая, откуда точно? она опять отвечала с Россее.