Найти тему
Алекс Турчин о кино

Три новых Лавкрафтовских фильма

Лавкрафт снискал славу творца Ктулху и создателя очень странных миров. В его произведениях словно под каким-то гипнозом смешиваются пространство и время, реальное с ирреальным, фэнтезийное и мифическое – оттого его труды так сложно экранизировать. А те фильмы, в которых есть хотя бы часть приведённых особенностей – моментально характеризуются как “лавкрафтовские”, даже если великий фантаст не имеет к ним ни малейшего отношения.

Сегодня рассмотрим три свежих релиза: глубоководный хоррор «Под водой»; третью главу «Леденящих душу приключений Сабрины» и боди-хоррор с Николасом Кейжем «Цвет из иных миров».

«Под водой» (2020)

-2

На дне Марианской впадины работает станция «Кеплер», персонал которой занят бурением скважины. После внезапного скачка сейсмической активности, станция оказывается под угрозой разрушения, и вахтовикам предстоит во что бы то ни стало успеть покинуть «Кеплер». Довольно быстро герои фильма понимают, что причина разрушительных событий носит совсем не природный характер.

Фильм о небольшой группе выживальщиков, в замкнутых условиях борющихся против неведомого нечто, априори обречён на сравнение с «Чужим». Не желая паразитировать на имени великого предка (но, безусловно, вдохновляясь им), «Под водой» пошёл по очень интересному пути – он не имеет экспозиции. Никакой. Совсем. В первые 5 минут фильма героиня в гордом одиночестве молча чистит зубы, а потом сюжет срывается в пике и обрушивает на зрителя лавину передряг. Никаких вводных, никакого знакомства с героями, никакой расслабляющей предыстории. Только череда смертельно опасных квестов.

Минусы такого смелого шага очевидны – у зрителя просто нет времени на передышку: там, где в обычных условиях героям (и смотрящим) стоило дать время на то, чтобы усвоить увиденное, удивиться каким-то поворотам – фильм хватает за руку и силком тащит вперёд, навстречу новым опасностям. Смазывается ли от этого впечатление? Безусловно. Даёт ли фильм за это какую-то компенсацию? Ещё бы. Герои идут в расход неумолимо и резко – каждая такая потеря бьёт по зрителю хлёсткой пощёчиной и бодрит. Венчает парад мокрых оплеух финал – фееричная твист-встреча, которая, уверен, произведёт на почитателей Лавкрафта необходимый вау-эффект и напомнит, каким всё-таки беззащитным может оказаться человечество перед лицом сил библейского масштаба.

«Леденящие душу приключения Сабрины. Глава 3» (2020)

-3

Экранизация хоррор-комиксов «Сабрина – маленькая ведьма» посвящена истории 16-летней сироты, которая ничем не отличается от своих сверстников: ходит в школу, гуляет с друзьями, встречается с парнем. А ещё Сабрина – ведьма-полукровка и она оказывается в центре интересов Церкви ночи и самого люцифера.

На первый взгляд, сюжет сериала имеет мало признаков “лавкрафтовского ужаса”, однако такое утверждение было верным до релиза третьего сезона, премьера которого состоялась в январе этого года.

Третья глава зловещих приключений Сабрины обзавелась колоритной сюжетной линией, параллельной основной. Пока Сабрина занята спасением своего возлюбленного (который стал живой темницей для люцифера, пожертвовал собой и вернул того обратно в преисподнюю) на сериал наслаивается тематика глубоководного ужаса.

Бывший настоятель Церкви ночи – отец Фауст Блэквуд – одержим идеей кровной мести Сабрине и всему её роду. Ведомый недобрыми помыслами, Блэквуд отыскивает яйцо Лох-несского чудовища, с помощью которого собирается провести ритуал и вызвать Глубинного. Глубинный – или по англ. Deep one – прямая отсылка к рассказу Лавкрафта «Дагон» и другим произведениям автора (например, «Тень над Иннсмутом»), в которых глубинными называется раса разумных амфибий, связанная с Древним богом. Ритуал проходит успешно и Фауст призывает существо, рядом с которым адская (буквально) командировка Сабрины покажется детской рогулкой.

«Цвет из иных миров» (2019)

-4

Размеренная жизнь примерного семьянина, мужа и отца троих детей приобретает неожиданный поворот после того, как на его задний двор приземляется необычный метеорит.

В основе сценария фильма – одноимённый рассказ Лавкрафта, что делает картину единственной из трёх в сегодняшней подборке, снятой по мотивам произведения мастера. «Цвет…» – один из любимых рассказов режиссёра Ричарда Стэнли, известного по фильмам «Железо» и «Дьявол песков», которые очень ценят любители атмосферной авторской фантастики. Экранизировать рассказ Стэнли хотел на протяжении многих лет: в 2013-м он даже представил фан-трейлер, собранный из кадров таких фильмов как «Нечто», «Посланники», «Столкновение с бездной». К съёмкам ему удалось приступить только в феврале 2019-го.

Готовый фильм впервые показали на фестивалях осенью прошлого года, и к нему моментально было приковано самое пристальное внимание.

Дело в том, что «Цвет…» стал первой полноценной режиссёрской работой Стэнли со времён скандального и печально-известного «Острова Доктора Моро» – одной из последних работ Марлона Брандо. Во-вторых, главную роль в «Цвете…» исполнил Николас Кейдж – возможно, главный на данный момент голливудский специалист в деле ретрансляции внутреннего безумия. В-третьих, фильм выглядел идейным последователем картины «Мэнди» – психоделик-хоррора Паноса Косматоса.

Боди-хоррор Ричарда Стэнли, оставаясь фильмом категории «Б», на деле оказался миксом уже упомянутого «Нечто» и «Аннигиляции» с Натали Портман: природные метаморфозы в ленте идут бок о бок с трансформациями телесными. Лёгкая вторичность ничуть не помешала ему получить очень хорошие оценки на Метакритике и Гнилых Томатах, а в обзоре The Guardian и вовсе предрекли картине культовый статус.

Автор — Алекс Турчин.

Далее в программе: Как смотреть Однажды в... Голливуде
Подписывайтесь, делитесь мнением и оставайтесь классными.