Европейский суд (European Court of Justice (CJEU) своим вердиктом постановил, что Польша, Венгрия и Чешская Республика нарушили закон ЕС, отказавшись принимать мигрантов в соответствии с соглашением об их распределении от сентября 2015 года.
Во время кризиса с наплывом мигрантов в 2015 году лидеры ЕС приняли решение разгрузить лагеря в Италии и Греции, куда мигранты и беженцы прибывали в рекордных количествах. В этих целях 160 000 мигрантов и беженцев должны были быть раскинуты по всему Евросоюзу.
Каждому государству была назначена фиксированная квота. Однако Чешская Республика приняла только 12 мигрантов из 2 000, а Венгрия и Польша отказались принимать кого-либо вообще.
Европейский суд является высшим судебным органом Европейского Союза, рассматривающего жалобы на нарушение законов Европейского Союза странами-участницами ЕС.
В 2017 году Европейский Союз в лице брюссельских чиновников подал на Венгрию, Польшу и Чехию жалобу в Европейский Суд за этот отказ принимать мигрантов.
По истечение двух с половиной лет суд 02.04.2020 года вынес решение против всех трех стран.
В судебном акте указывается о необходимости соблюдать законодательство ЕС и что принцип солидарности ЕС обязательно подразумевает совместное несение бремени.
Суд отклонил довод ответчиков о том, что они имеют право отказаться от плана переселения, исходя из соображений поддержания правопорядка и обеспечения внутренней безопасности.
Судебный орган принял во внимание их опасения, как законные причины для отступления от обязательств законодательства ЕС.
Однако он постановил, что государства-члены ЕС, отказывающиеся принимать мигрантов по схеме переселения, могут сделать это на законных основаниях только в том случае, если они докажут, что каждый переселяемый мигрант представляет реальную или потенциальную опасность или угрозу.
Поскольку Польша, Венгрия и Чешская Республика не доказали какой-либо конкретной опасности в отношении каждого из мигрантов, которых они отказались принять, то эти страны не подлежат оправданию в "приостановлении или прекращении выполнения своих обязательств".
Решение Суда принято в условиях беспрецедентной европейской разобщенности в ходе борьбы с пандемией Covid-19 и спустя всего нескольких недель после недавних и резких попыток президента Турции Эрдогана использовать мигрантов в целях политического шантажа лидеров ЕС.
Постановление фактически лишает государства-члены ЕС суверенитета по принятию самостоятельных решений в вопросах национальной безопасности в рамках миграционной европейской политики.
Судебным решением установлены заведомо невыполнимые условия. В настоящее время просто невозможно по каждому из мигрантов, даже не сообщающего своего настоящего имени, установить конкретные доказательства, дающие основания подозревать его в качестве источника опасности.
Объективную информацию по мигрантам не в состоянии собрать даже специально созданное Европейское агентство, которое еще в 2017 году опубликовало специальный отчет под названием "Проблемы и практика".
В отчете указано, что мигранты не предоставляют доказательства своей личности, в связи с чем государственные органы не состоянии их идентифицировать.
Очевидно, что это решение в сегодняшних исключительно сложных политических, экономических и эпидемиологических условиях противоречит как фактам, так и здравому смыслу, только ускоряя тенденции по окончательному распаду "дружного и единого" европейского сообщества.