Найти в Дзене

Лютая драка в нашей фигурке, о которой умалчивали: махались на льду из-за партнерши, у одного перелом челюсти.

Лютая драка в нашей фигурке, о которой умалчивали: махались на льду из-за партнерши, у одного перелом челюсти, второму выписали бан. Фигурное катание – многосюжетный вид спорта, в котором всегда хватало острых углов и конфликтов. Самый яркий пример – противостояние американских фигуристок Нэнси Кэрриган и Тони Хардинг, закончившееся в 1994-м уголовным делом. В советском катании происшествие случилось десятью годами раньше, но официальных подробностей в то время почти не появилось. Новость о том, что два топ-фигуриста сборной устроили драку на льду на тренировке уничтожило бы репутацию дисциплины, которая в СССР была больше, чем спорт. К тому же конфликт закончился сломанной в двух местах челюстью, больничной койкой и дисквалификацией на сезон – подробности стали известны спустя годы. Драка, которая повлияла на карьеры обоих фигуристов и их партнерш, случилась в Казахстане. Там проходил предсезонный сбор и важный этап отбора в команду – в предолимпийский сезон. В те годы определяющий от

Лютая драка в нашей фигурке, о которой умалчивали: махались на льду из-за партнерши, у одного перелом челюсти, второму выписали бан.

Фигурное катание – многосюжетный вид спорта, в котором всегда хватало острых углов и конфликтов.

Самый яркий пример – противостояние американских фигуристок Нэнси Кэрриган и Тони Хардинг, закончившееся в 1994-м уголовным делом.

В советском катании происшествие случилось десятью годами раньше, но официальных подробностей в то время почти не появилось.

Новость о том, что два топ-фигуриста сборной устроили драку на льду на тренировке уничтожило бы репутацию дисциплины, которая в СССР была больше, чем спорт. К тому же конфликт закончился сломанной в двух местах челюстью, больничной койкой и дисквалификацией на сезон – подробности стали известны спустя годы.

  • Олег Васильев – известный тренер. Сейчас его фамилия на особом счету из-за непрерывного тестирования на коронавирус, которое выдает то положительные, то отрицательные результаты. Но именно с Васильевым выиграли Олимпиаду Тотьмянина и Маринин, Максим Траньков стал выдающимся парником, а Виктория Волчкова провела лучший сезон в карьере.
  • Его спаррингом-партнером был Олег Макаров – тоже тренер, работающий в США, но больше известный по достижениям дочери Ксении Макаровой, которая 10 лет назад считалась главной надеждой России.
-2

Драка, которая повлияла на карьеры обоих фигуристов и их партнерш, случилась в Казахстане. Там проходил предсезонный сбор и важный этап отбора в команду – в предолимпийский сезон.

В те годы определяющий отбор проходил на предсезонных прокатах, который сейчас называют контрольными – на него собирали полноценную судейскую бригаду, которая выставляла оценки, ранжируя фигуристов по местам и турнирам.

«Перед произвольным выступлением случилась необъяснимая вещь. Мы вышли на заключительную дневную тренировку. Олег надел коньки и неожиданно почувствовал, что конек соскальзывает. Посмотрел на лезвие, а там на самом рабочем месте огромная завернутая наружу заусеница.

Откуда – понять никто не может. Вроде ни на что жесткое он не наступал, катался накануне вечером, и все было нормально. Я взял ботинок, взял тряпочный чехол, в которых фигуристы коньки хранят, а там по всей длине поврежденной части конька ткань прорезана. То есть очевидно, что кто-то взял конек и с усилием провел лезвием по какой-то очень жесткой поверхности. Возможно, по батарее.

Косвенное предположение было совершенно очевидным. Но косвенным может быть именно предположение, а не уверенность, на основании которой можно было бы кого-то аргументированно обвинять. Я, конечно, подправил все, что мог, но мои спортсмены остались вторыми. Выиграли Валова и Васильев. В короткой они были третьими или четвертыми, но поскольку произвольную Макаров завалил, а Валова с Васильевым прокатались чисто, то оказались впереди».

Видимо, Макаров долго держал подозрения в себе. Пока на тренировке в Казахстане не произошло столкновение – Макаров врезался в Валову. Партнерша Васильева упала на лед, а Олег поехал разбираться.

Васильев, Валова и Москвина Тамара Москвина была уверена, что все вышло случайно: «Селезнева и Макаров катались под музыку, а мои ребята им помешали.

Случайно, разумеется, уверена в этом на 100 процентов. Больше подобных инцидентов у нас и не возникало. Мы с мужем всегда внушали ученикам: не делайте подлостей другим, выяснять, кто сильнее, нужно в честной борьбе на катке.

А тогда пацаны вспылили, слово за слово. Ситуация усугублялась тем, что в тот год в сборную попадала лишь одна пара. В итоге Макаров сломал Васильеву челюсть в двух местах. Врачи проволокой скрепляли. Кормила беднягу кашей, бульоном, черной икрой. Хорошо, у него зуба не было – через трубочку высасывал», – вспоминала Москвина в интервью «Спорт-Экспрессу».

О происшествии сразу донесли чиновникам из федерации. Дело пытались разрулить, но Васильев пошел на принцип.

«Виноват был Васильев. Согласно неписаным правилам нашего вида спорта, приоритет на льду имеет тот, кто катается под музыку. Под музыку катались мои спортсмены, и Макаров сбил Лену Валову. Васильев обругал Олега и ударил по лицу. А тот дал сдачи и сломал ему челюсть.

Васильев заявил: если Макарова не дисквалифицируют, он подаст в суд. А там не будут разбираться, кто прав, кто виноват с точки зрения фигурного катания», – рассказывал Москвин.

Макаров о поступке не жалел и спустя десятки лет...