Есть такая организация, называется Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». Данная организация в 2016 году внесена Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
По данным реестра, организация финансируется следующими структурами:
- Фонд "Память, ответственность и будущее" (Берлин, Германия)
- EUROPEAN ENDOWMENT FOR DEMOCRACY, иностранные граждане
- Немецко-Русский Обмен
- Исследовательский центр "Василий Гроссман"
- Исследовательский центр "Жизнь и судьба" при "Культурном центре Пьера Джорджио Фрассати"
- OXFORD UNIVERSITY
- Фонд Кербера
- Среда Фаундейшн (Хамильтон, Бермуда)
- UNIVERSITY of Toronto
- Фонд Центра КАРТА
- Благотворительная организация "Оук Фаундейшн Лтд"
- Прайора Фаундейшн (Бермуда)
- ICON FILM LTD
- NATIONAL ENDOWMENT FOR DEMOCRACY
- Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров
- Coverning Council of the Universityof
- Osi Assistance Foundation
- Министерство иностранных дел Республики Польша.
Особо «умиляет» последняя строка. Если кто слаб в географии и истории, то объясняю, что Польша – это та страна, где в годы ВОВ немцам в концлагерях можно было держать минимальную охрану, так как местное население дружно помогало вернуть сбежавших узников обратно в концлагеря. Сейчас Польша отличается русофобией (читай – ненавистью к России), находясь в этом лае в первых рядах.
Так вот, сия организация решила себя позиционировать поборником за справедливость и клеймить позором все наше советское прошлое. Создавала базу «Жертвы политического террора в СССР». Ну что же, благое намерение вроде бы, но вопрос в достоверности информации.
Пионером в деле реабилитации репрессированных был Хрущев, по указанию которого, в основном в 1956 и 1957 годах, были реабилитированы немалое количество репрессированных. В том числе и Эйхе (Роберт Индрикович), который был застрельщиком в организации событий 1937 года. Ну и, естественно, как и Хрущев, активно руководил работой троек.
До кучи был реабилитирован и комиссар госбезопасности 1 -го ранга Станислав Францевич Реденс, правда, не с первой попытки, а в 1961 году. С формулировкой: «Реденс, работая начальником УНКВД Московской области и Наркомом внутренних дел Казахской ССР, производил массовые необоснованные аресты советских граждан, применял к арестованным незаконные методы следствия и допускал фальсификацию следственных материалов. Эти его действия подлежат квалификации по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за должностное преступление. Однако в настоящее время решать вопрос о квалификации действий Реденса нецелесообразно».
А в 1996 году яковлевские птенцы умудрились реабилитировать командира 15-го казачьего кавалерийского корпуса войск СС генерал-лейтенанта фон Панвица, карателя, повешенного в 1947 году! Правда в 2001 году это заключение о реабилитации было отменено.
Эйхе и Реденс в базе Мемориала так и числятся жертвами политического террора. Конечно же, это «заслуга» не Мемориала, а тех реабилитаторов, которые конвейерным методом реабилитировали людей, особо не разбираясь в делах осужденных, а в некоторых случаях напрямую выполняя указания сверху (Хрущева в пятидесятые и Яковлева в девяностые). Таких «пушистых», как Эйхе и Реденс в этой базе, надо полагать, не одна сотня. Это, во-первых.
Во-вторых, в базу воткнули списки всех депортированных (чеченцев, ингушей, поволжских немцев и т. д.), которые удалось достать. Конечно же, со стороны «либеральных» правозащитных раздается вой, что это чудовищная несправедливость, нельзя весь народ переселять, надо было разобраться и высылать только виновных. Как они это себе представляют, непонятно. Видимо так. Идет война, вся страна работает на победу над врагами. А в этих республиках, в которых сотрудничество с врагом имело невиданный размах, да еще после освобождения этих территорий там процветал бандитизм, все забросили, затеяли грандиозное судебное разбирательство для определения, кого высылать, а кого нет. С адвокатами, со свидетелями. Согласитесь, получается полнейший бред. Нашей стране хватило с лихвой бандеровцев и прибалтийских лесных братьев, надо было еще ожидать распространения горных и волжских аналогов «братьев»? И войска снимать с фронта для борьбы с этими бандитами, которые в случае опасности быстро превращались в «мирное население»?
В-третьих, в базе очень часто встречается строка: «Приговор – дело прекращено». Я здесь говорю только о тех случаях, когда дело прекращено теми, кто их возбуждал, исключаю те случаи, когда дело прекращали в пятидесятые годы и позже. Я, конечно же, не просматривал два с половиной миллиона строк (такое количество декларируют создатели этой базы данных), на это понадобилось бы не менее года работы. Сначала выбирал наугад любую из страниц базы и просматривал ее. После этого проанализировал первые пять страниц базы. Получилось, что доля таких людей в базе, которых почему-то сочли необходимым реабилитировать (хотя с них обвинение было снято уже в процессе следствия и в реабилитации они точно не нуждались), если судить по просмотренным страницам, колеблется между 2% и 3%. Если из базы исключить депортированных, то этот процент будет больше. Оно и понятно, какой же анализ при конвейерной реабилитации, усталый член комиссии по реабилитации, которого подгоняет начальство, требуя количество реабилитированных, к концу дня берет папку с делом, смотрит – 58-статья, перекладывает паку в стопку с делами реабилитированных. А что с них обвинение снято, не заметишь, если дело не изучаешь.
Я к тому, если такой брак в работе, как можно относиться с доверием к остальным результатам? А как вам этот перл: «Приговор: родилась на спецпоселении родителей. Реабилитирована 26 августа 2005 г.» Человек 1950 года рождения, поэтому не привожу фамилию. Реабилитировали как, отменили факт рождения человека вообще? Хотя и не часто, но такие «художества» в базе единичны.
Чтоб исключить предположения, что я потомок работников НКВД и поэтому пытаюсь их обелить, сообщаю, среди моей родни работников НКВД или любых силовых структур тех времен не имеется. Доносчиков тоже не было. Напротив, отца по ложным доносам дважды пытались привлечь, но обошлось, желающих лжесвидетельствать не нашлось.
Меня всегда удивляет идиотизм людей, утверждающих, что кулаки работящие были, поэтому добились богатства, а все остальные были бездельники, поэтому были бедными. Ой ли? Все так просто?
Наша татарская деревня в Царевококшайском уезде Казанской губернии был не ясачным, а служивым, то есть были послабления по налогам, но подлежали призыву по спускаемым сверху нормам. Мой дед 1885 года рождения, отслуживший с 1905 по 1908 год, в 1914 году был вновь призван и 27 ноября 1914 сложил голову в Польше (Российская империя тогда, если кто не в курсе) за «святого» Николая кровавого (так Николая второго начали величать после Ходынки, не святым, конечно). И осталась моя бабушка с тремя детьми на руках, да еще свекровь, которая в последние годы жизни не могла ходить. Бабушка, чтоб прокормить семью, нанималась на жатву другим односельчанам, кто побогаче. Старшего сына не уберегла, не в голод 1920/21 годов, он после этого чем-то отравился. А моему отцу 1911 года рождения бабушка дала возможность выучиться и он уже 1928 году, в 17 лет начал учительствовать. Высшее образование не успел получить, начал учиться заочно в КГУ, но в 1940 году его призвали в армию. Но это уже другая история.
Два вопроса. Первый. Могла ли моя бабушка, будучи трудягой, стать зажиточной? Очевидно, нет. Второй, не относящийся к теме статьи, мог ли сын вдовы из татарской деревни в царское время получить образование, стать учителем, завучом, а после возвращения с фронта с ранением быть директором так называемой неполной средней школы (НСШ)?
Аналогичная ситуация была с семьей моей жены. Его дед в окопах ПМВ заболел брюшным тифом, после этого был комиссован, но уже так и не оправился до конца и умер в двадцатые годы. У его жены также остались трое детей. Оба сына выучились, стали учителями. Младший погиб в ВОВ, а старший, мой тесть, после серьезного ранения вернувшись, учительствовал, был и директором школы в разных селах. Но в отличие от моего отца, он успел получить высшее образование. Возникают такие же вопросы, как и в предыдущем абзаце. Кстати, как о моем отце, так и о моем тесте всегда отзывались с большим уважением. Но это опять уже другая история.
Возвращаясь к вопросу о кулаках. Люди, которые были властью идентифицированы как кулаки, были разные. Были и явные враги, пытающиеся нажиться на чужих бедах и для этого идущие на любые преступления, вплоть до убийства, были и люди, которые попали «под замес» невинно по чужому навету или из-за рьяных исполнителей. Сколько в этой базе тех и других, неясно, хотя невооруженным глазом видно, что комиссии по реабилитации работали топорно и результаты их работы доверия не заслуживают.
Конечно же, желающим можно верить всему, так и утверждению Солженицына о количестве репрессированных, вольному воля, как говорится. Правда, кто-то справедливо заметил, что для этого бараки в лагерях должны были быть многоэтажными. Но таких бараков еще никто не нашел.
Если вам не лень, посмотрите на сайте вышеупомянутой организации, кто являлся и является ее руководителем, дальше поищите информацию о них хотя бы в «либеральной» Википедии. Интересно все-таки…