Мезолит и неолитПравить
15—12 тысяч лет назад начался переход к мезолиту. Характерными памятниками являются верхние слои почвы Мачайской пещеры Байсунского района, наскальные изображения в Шебадском районе и прочее. Для обработки каменных орудий труда в этот период человек начинает применять «метод отжимной техники», принцип которой описан в трудах испанского писателя XVII в. Т. Торквемады и английского исследователя XIX века Э. Белчера. В качестве охотничьего оружия стал применяться «лук», а найденные костяные наконечники стрел и крючки свидетельствуют о становлении рыболовства в качестве полноценной отрасли хозяйствования[8].
О развитом неолите свидетельствует стоянка на западной окраине Кызылкума у берегов реки Амударья, стоянка по Узгуну в северной части Каракумов, пещерные убежища Сурхандарьинской области и отдельные находки в Ташкентской, Ферганской, Самаркандской и Сурхандарьинской областей. Орудия труда приобретают форму микролитов. Развивается примитивный гончарный промысел, горно-пастушечье скотоводство и ткачество. Эти факты указывают на связи Хорезма со степными культурами Казахстана, юго-востока Европы и южными культурами наподобие Анау
В ходе большой Хорезмской экспедиции 1939 года под руководством С. П. Толстова, существование оседлого образа жизни подтверждается открытием древнего жилища на стоянке Джанбас-кала, построенного из дерева с перекрытиями из камыша. В середине помещения был расположен большой очаг культового назначения. Число обитателей этого жилища было примерно оценено в 100/125 человек. Этот период был определён С. П. Толстовым как кельтеминарская культура, датируемая концом IV — началом III тысячелетиями до н. э. Найденные здесь находки дают некоторое представление о степени развитости хозяйства у обитателей Южного Узбекистана. Отдельные находки, были найдены также в городище старого Термеза, пещерах Шерабада и районах Ташкента, Самарканда и Чуста. К неолиту относятся палеоантропологические останки со стоянки Сазаган (сазаганская культура)