Найти тему

Античная родословная Демона, который преследовал художника Михаила Врубеля.

Автопортрет Врубеля, 1885
Автопортрет Врубеля, 1885

Эра христианства прочно связала образ Демона с легендой о падших ангелах. Но своим происхождением Демон обязан не христианской, а языческой религии древних греков.емон поверженный. 1902. Врубель М.А.

Демон сидящий. 1890.  Врубель М.А.
Демон сидящий. 1890. Врубель М.А.

К VII в. до н.э. относятся сочинения Гесиода Аскрейского, который впервые проследил родословную греческих богов. В работе «Труды и дни» подробно описано происхождение Демона.

«Когда вместе родились и боги, и человеки, - тогда обитающие в Олимпийских чертогах существа бессмертные ниспослали вначале золотой век людям… Смертные …жили подобно богам, имея дух беспечальный; были изъяты от трудов; не ведали злоключений… в течение жизни наслаждались всеми благами… Когда земля сокрыла сие племя в недрах своих, люди, по воле великого Дия, учинились демонами, добрыми; обитающими на земле хранителями смертных человеков. Сии податели благ, покрытые мраком, ходят по земле, назирая добродетель и беззакония смертных. Таковую, Царям свойственную, участь демоны прияли». [1]

Представленный Гесиодом Демон впоследствии станет христианским ангелом-хранителем, а золотой век – библейским раем, правда, с той принципиальной разницей, что в нем появится чуждое и непонятное древнегреческому сознанию древо с запретными плодами. Древнему греку пришлось бы очень долго объяснять, что такое запретный плод, потому что именно отсутствие запретов и позволило древнегреческой философской мысли и искусству обрести бессмертие.

Функции Демона, как и блага золотого века, «перекочевали» в христианскую религию не случайно. Любая новая религия, укрепляя свое положение в умах верующих, не только уничтожает своих предшественниц, но и активно использует их наследие. Христианская религия не была исключением. Не была исключением и религия древних римлян. Ещё до наступления эры христианства, в середине II в. до н.э., Греция вошла в состав Великой римской империи, а весь пантеон греческих богов был переименован и с небольшими корректировками вошёл в римский пантеон богов. Демон стал Гением, но потерял своё бессмертие, так как умирал вместе с чеовеком или местом, которому оказывал покровительство.

Демон поверженный. 1902. Врубель М.А.
Демон поверженный. 1902. Врубель М.А.

Христианская религия не стала церемониться с Демоном, как римская, она просто записала Демона в свиту Люцифера и прокляла, а его функции отошли к христианскому ангелу-хранителю.

Образы Демона и Гения оказались очень востребованы в XIX в.- в эпоху романтизма. Посредством этих образов творцы романтизма начала и конца XIX века передали одну из главных коллизий своего времени – зыбкость границы между понятиями добра и зла в их эстетическом аспекте. Одним из этих творцов и был Врубель М.А.

Продолжение следует....

[1] Гезиод. Работы и дни – В кн.: Творения Гезиода Аскерейского; Пер. с древнегреч. А. Огинский – С-Пб: Типография Главного Управления путей сообщения, 1830, с. 8.