Он делал все, что мог. Он пытался остановить эту бессмысленную, бесконечную, изматывающую войну всех против всех. Он потерял на этой войне младшего брата.... Потерял друга, ставшего теперь врагом... Потерял сына... В этой войне победителей не будет. Никто из правителей, ни до, ни после, такого не делал. Он просил мира. Он был гораздо сильнее, но предпочёл смиренно просить.
«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце своё....»
В середине 11 века власть в русском государстве приняло пятое поколение Рюриковичей. Ярослав Мудрый перед своей смертью распределил своих пятерых сыновей по престолам, завещал жить в любви и не преступать пределов братних. Но княжеский род Рюриковичей будет разветвляться все сильнее, и вскоре новое поколение князей вступит в схватку за власть со старшим поколением. Древняя Русь на много лет погрузится в кипящую лаву войны всех против всех, от которой когда то пытался предостеречь своих сыновей Ярослав Мудрый. Завещание Ярослава было адресовано его сыновьям и не учитывало многочисленных внуков. Кроме одного. Первенцу своего любимого сына Всеволода, Ярослав дал имя в честь великого князя Владимира Крестителя. Как будто предвидел, что из всего огромного рода выполнить его волю и удержать страну на краю бездны сумеет только он, Владимир, в крещении Василий, по прозвищу Мономах.
Его матерью была византийская Принцесса Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. С детства Владимир свободно говорил по гречески как мать, и очень много читал как отец. Годы проведенные в нарядном и безмятежном Переяславле, были самым счастливом и спокойным временем его жизни. Отец, Всеволод Ярославич, в походы ходил редко, не жаловал шумные пиры, но самозабвенно предавался чтению, подолгу беседовал с ученными монахами, и старался не пропускать ни одного богослужения.
Мономах: Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь как отец мой, дома сидя, знал пять языков, от того и честь от других стран. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви пусть не застанет вас солнце в постели....
Князь это в первую очередь воин. И Мономах с юности был прекрасным воином. Сильным, выносливым, умелым. Почетной обязанностью князя как хранителя своих земель была охота. По древней традиции, удача княжеского лова приравнивалась к боевой, и имела символическое значение. Поэтому князю положено было охотиться на крупных и опасных зверей- медведей, волков, кабанов, оленей и туров-огромных быков, которые в изобилии водились тогда в русских лесах. Когда Мономаху было за 20, за него просватали английскую принцессу Гиту Уэссекскую. Ее отец, последний англосаксонский король погиб в битве с норманнами, завоевавшими Англию, и вся его семья оказалась в изгнании. Для Гиты брак с молодым русским князем стал спасением. Она родит ему шестерых сыновей и четырёх дочерей. А старшему сыну Мстиславу, в честь своего отца даст второе имя Харальд. Род англосаксонских королей получит своё продолжение в династии Рюриковичей. Принцесса Гита, изгнанница, для которой единственным близким человеком стал молодой муж. Но спустя несколько месяцев после свадьбы, когда Гита ждала первенца, Мономаху пришлось надолго оставить ее одну. Он отправился в военный поход вместе со своим союзником и двоюродным братом, Олегом Святославичем. За четыре месяца похода братья крепко сдружились. И когда вернувшись, Мономах узнал о рождении сына, именно Олега он позвал стать крестным отцом своего первенца. Через год родился второй сын, и снова его крёстным стал Олег. Это было счастливое время. Они были молоды, и делить им было нечего. Но очень скоро все изменилось...
Когда умер отец Олега, Киевский князь Святослав, по праву лествицы на Киевский престол взошёл его брат Всеволод( отец Мономаха), а сам Мономах переместился в Чернигов. Но Олег тоже хотел получить Чернигов, считая его своей отчиной, потому что там когда то правил его отец. Олег бежал на юг, там объединился со своими двоюродными братьями которые тоже остались без уделов, и три князя изгоя начали войну за земли и власть. Так впервые произошло столкновение двух принципов престолонаследия. Лествичного-от брата к брату, и отчиного- от отца к сыну. В конце концов, спустя десятилетия, победит именно отчинный принцип, за который бился Олег, и обеспечит это никто иной, как Владимир Мономах. Но в 1078 году они с Олегом оказались по разные стороны. Олег был готов на все, и средств не выбирал. Первым из князей, он сам привёл на Русь ее злейших врагов- половцев.
(Половцы или кипчаки, кочевой тюркоязычный народ. Орда насчитывала около 40 тысяч человек, размер кочевья каждой орды около 100 квадратных километров. Основной силой орды была легкая кавалерия. Половцы не умели брать крепости, и предпочитали ходить в грабительские набеги, разоряли малые города и деревни на границе со Степью, уводили в плен тысячи людей. Изматывающая война с половцами длилась полтора столетия, и едва не обрушила Русское государство.)
Но Олега не смущали последствия половецких набегов. Он будет приводить степняков ещё не раз, за что получит прозвание Гориславич, и горькая память о его делах на века переживет самого беспокойного из всех князей. Чтобы его унять, киевскому князю пришлось подкупить крымских хазар, которые похитили Олега и увезли в Константинополь, откуда Олег сумел вернуться далеко не сразу, и только в Тьмутаракань, где просидел тише воды ниже травы, целых 10 лет. На Руси снова наступил мир, но весьма непрочный, и киевскому князю Всеволоду стоило больших усилий его поддерживать. Его племянники постоянно ссорились из-за Уделов, приходилось их мирить, переводить с престола на престол, кому то угрожать, кого то уговаривать. Для Всеволода это было уже непосильно ношей. Он начал болеть, заметно одряхлел, сам почти не выезжал из Киева. Его правой рукой, исполнителем его решений стал старший сын, Владимир Мономах. И он же взял на себя оборону от постоянных набегов половцев. А это означало. Походы, сражения, переговоры, бесконечные версты дорог. Беда пришла откуда не ждали. По всей западной Европе, в Италии, Франции, Германии разгоралась эпидемия, названная «Антоновым огнём». Причиной, по всей вероятности, был поразивший рожь и пшеницу ядовитый грибок спорынья, вызывавший тяжелое отравление, галлюцинации и гангрену. Поражённые Антоновым огнём как будто обугливались заживо, умирая в страшных мучениях. Моровое поветрие пришло и в русские земли. В Полоцке только за полтора месяца 1092 года умерли более семи тысяч человек, треть всего населения. Когда мор дошёл до Чернигова, заболел сам Мономах. Его пытался лечить некий лекарь, родом Армянин, но тщетно, болезнь только усугублялась. Уже на смертном одре Мономах, в последней отчаянной надежде, послал гонца в Киев, звать на помощь монаха Печерского монастыря Агалита, который исцелял даже безнадежных больных с помощью отвара из трав и молитвы. Но Агалит не пришёл. Княжескому гонца он сказал, что дал обет никогда не покидать монастыря чтобы не прельститься славой земной, и не нарушит его ни для кого, хотя бы и для самого князя. Но помочь согласился. Дал снадобья от своей еды и обещал сугубо молиться об исцелении болящего. Князь был уже при смерти. С трудом разжав зубы, в горло ему влили зелье Агалита. И в тот же миг началась агония. Князь погружался в бездонный омут. Но что то невидимое удерживало его. И он цеплялся и рвался вверх... И выбрался. Едва оправившись от болезни, Мономах послал в Печерский монастырь богатые дары, благодарить инока Агалита. Но Агалит аккуратно вынес сокровища из своей кельи, а гонцу сказал: « Никогда и ни от кого ничего не брал я, неужели теперь губить мне дар свой ради золота?» Пославшему тебя скажи. Все, что ты имел, было чужое, и отходя из этого мира, ты ничего не можешь взять с собой, раздай же теперь нуждающимся все, что имеешь. Ибо ради этого избавил тебя господь от смерти. Мономах не посмел ослушаться старца, он раздал своё имущество нищим. И с тех пор полностью изменился. Теперь смыслом жизни для него стало познание Божьего мира. Все свободное время он, по примеру отца, посвящал чтению книг и богослужениям. Отец Мономаха, князь Киевский Всеволод, был уже стар, 63 года, и очень болен. Почувствовав приближение смерти, Всеволод призвал к себе самого старшего из сыновей, 40 летнего Мономаха, и самого младшего, 20 летнего Ростислава. Сыновья были с ним до последней минуты, и оплакивали его, и похоронили в соборе Святой Софии. Мономах долго стоял над отцовским гробом. Что возьмёшь с собой в жизнь вечную? То что пережил, осмыслил, на что надеялся и о чем молился, что за всю жизнь в душе накопил, то и твоё.
Киевский престол был пуст. А Мономах, в одном шаге от него. Много лет он фактически был соправителем отца. Киевляне с радостью приняли бы его, из всех князей родственников он был, несомненно, самым влиятельным и самым сильным. Никто не посмел бы помешать ему занять золотой Киевский престол. Никто, кроме самого Мономаха. По лествичному праву, законным наследником был старший в роду, его двоюродный брат Святополк. Не желая нарушать установленный порядок, Мономах оставил престол ему, а сам ушёл в Чернигов. Новый Киевский князь Святополк, едва заняв престол, совершил фатальную ошибку, он велел бросить в темницу половецких послов, которые вели здесь переговоры о мире. И вслед за этим немедленно началась большая война с половцами. Святополк позвал на помощь братьев, Владимира Мономаха и Ростислава. Пока шли приготовления, младший брат Ростислав поехал в Печерский монастырь, помылиться перед трудным походом и попросить благословения. По дороге его дружинники едва не затоптали конями пожилого инока Григория, который шёл к Днепру за водой, и стали издеваться над его стариковской неповоротливостью. Григорий не рассердился, но на лице его отразилась глубокая скорбь. Он сказал: « Плачьте о своей погибели и кайтесь в своих согрешениях, ведь вас уже постиг суд. Все вы с князем вашим умрете в воде». Услышав это пророчество, князь Ростислав взбеленился: «Мне ли предсказываешь смерть от воды?!» В ярости он велел отрокам утопить старца в Днепре. И в монастырь не поехал. В конце мая объединённое войско трёх князей вышло навстречу половцам. В 30-ти км от Киева, за рекой Стугной уже стояли орды ханов Боняка и Тугоркана, которого на Руси называли «Тугарин Змеевич». Стугна той весной необычайно сильно вздулась от половодья, и форсировать ее было опасно. Но Киевский князь велел идти за реку, на врага. Половцы сначала прорвали строй дружин Святополка, потом опрокинули войска Мономаха и Ростислава. Русские побежали. На их пути кипела бешеная Стугна. Мономах спешился и плыл рядом с конем, держась за повод. А Ростислав въехал в реку верхом, и стремнина выбила его из седла. Мономах, бросив коня, рванулся к брату. Он успел вцепиться в протянутую руку, успел увидеть почерневшие от ужаса глаза, но бурлящая река вырвала у него Ростислава и унесла. Мономах с трудом выбрался на берег. Он долго лежал на песке, захлебываясь речной водой и слезами. Половцы дошли до самого Киева, разорили его окрестности, увели огромное множество пленных, и продолжали бесчинствовать ещё не менее года, пока Святополк не заключил мир с Тугарканом, для чего ему пришлось жениться на ханской дочери. А тем временем другую половецкую орду на Русь привёл, по своему обыкновению, неугомонный князь Олег Гориславич. На этот раз он пошёл прямо к Чернигову, забирать свою отчизну у бывшего друга, двоюродного брата Владимира Мономаха.
Мономах: « И билась дружина моя с ними восемь дней, и не дала им войти в острог; но пожалел я христианские души, и сел горящих, и монастырей. И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль...».
Но Олегу и этого было мало, он пошёл на земли, бывшие отчиной Мономаха. Усобица набирала обороты. В войну включились уже младшее поколение князей. 18 летний сын Мономаха, вступил в борьбу против Олега, и погиб в первой же битве. Мономах узнал об этом от старшего сына Мстислава, который сообщал отцу, что теперь сам идёт на Олега войной, и просил помощи. Они оба. И Мстислав, и его погибший брат, были крестниками Олега. Младенцами тот держал их на руках, в те бесконечно далекие времена, когда он не был ещё Гориславичем, когда они с Мономахом были молоды, и им в голову не могло прийти, что крепкая дружба обернётся смертельной враждой... Мономах отправил сыну подкрепление, и тот одержал победу. Но вслед за тем к Олегу поскакал гонец от Мономаха, с личным письмом. «Когда убили дитя мое... И твоё...следовало бы тебе, увидев тело его, сказать: «Увы мне, что я сделал!» Вот сидит подле тебя другой сын твой крёстный; если же хочешь его убить, то вот он у тебя. А если начнёшь каяться Богу, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Ибо не хочу я зла»
Мировая история не знает другого примера, когда победитель писал бы такое письмо своему поверженному врагу. Олег согласился заключить перемирие. Но Мономах понимал, что дальше так продолжаться не может. Годами страна находилась в состоянии войны. Пока князья делили престолы, на их землях хозяйничали половцы, жгли города и деревни, а восстанавливать это было уже не кому: тысячи русских пленников продавались на рынках рабов от Византии до Хорезма. Усобицу необходимо было остановить, любой ценой. И Мономах, приложив титанические усилия, созвал в Любече первый общерусский съезд князей, для устроения мира. Говорили друг другу. Да отныне объединимся единым сердцами будем блюсти русскую землю. И на том целовали крест. Но спустя всего несколько дней пришло страшное известие. По приказу Киевского князя Святополка схвачен и ослеплён князь Васильков. Целью преступления было отобрать у Василька его земли, которые только что закрепили за ним на съезде князей. Ослепить соперника, чтобы лишить его власти, ничего подобного на Руси ещё не бывало. Это вероломство поразило Мономаха, как нож в сердце. Он с союзниками привёл дружины к самому Киеву. Князь, столько сил потративший на восстановление мира, теперь сам был готов начать войну. Но на встречу ему вышли киевляне, и стали умолять заключить мир. Мономах остановил войска и начал мучительные переговоры. В конце концов князья все же сумели договориться. И только тогда в днепровских княжествах наступила долгожданная тишина. Мономах спокойно жил в любимом Переяславле. Он начал записывать свои размышления и впечатления, анализировать нелёгкий опыт своей жизни. Единственный из русских правителей, Мономах создал серьезное литературное произведение, не для славы, а для наставления детям. Этот труд князь будет дорабатывать до конца жизни. Он станет его завещанием и получит название « Поучение Владимира Мономаха ». Обращённое к сыновья поучение, станет этической программой для многих поколений русских князей.
Мономаху было уже за 50, жизнь клонилась к закату. Главной бедой русских земель оставалась вечная угроза половецких набегов. И Мономах решил устранить эту угрозу навсегда. Поразмыслив князь разработал принципиально новую тактику войны, не ждать пока половцы пойдут в набег, а выходить им навстречу, и обязательно ранней весной, когда их кони ослаблены от бескормицы. Без своих коней половцы становились беспомощны. Эта тактика требовала строго согласованных действий русских князей. Мономаху стоило больших трудов уговорить их, многие считали это безнадежным предприятием. Тем не менее, ему удалось собрать коалицию из 10 князей. В поход выступили в конце февраля. Впервые в дальний поход взяли священников. Чтобы ускорить движение, пехотинцев посадили на сани. За рекой Сулой, где снег уже сошёл, сани бросили, и пошли дальше, высылая далеко вперёд сторожи, разведотряды. Перейдя Дон, войско облачилось в доспехи и приготовилось к битве. Все понимали, в случае неудачи живым не вернётся никто. Слишком далеко ушли они от своей земли. И только Мономах был уверен, что на их стороне воинство, а значит победа. Перед сражением походные священники перед всем войско читали молитвы и пели гимны Честному Кресту и Пресвятой Богородице. Воины подпевали, как могли, глядя на горизонт, чёрный от нескончаемых половецких полчищ. Помолясь, прощались друг с другом: «здесь нам смерть, да станем твёрдо». И двинулись половецкие полки и русские, и точно гром, раздался треск сразившихся рядов. И послал Бог ангела в помощь русским князьям. И стали наступать Владимир с полками своими, и видя это, обратились половцы в бегство. Эта победа была не просто военным успехом. Половцы откочевали далеко в степь, подальше от русских земель и от Грозного Мономаха. Говорили что устрашились все окрестные правители, а греческий царь даже прислал Мономаху богатые дары, чтобы тот не шёл на Царьград... На основании этих рассказов, много столетий спустя возникнет легенда о Мономаховых дарах, о том, что император Константин якобы передал князю Владимиру, коронационные регалии, золотой царский венец, пояс и бармы(ожерелье). В 16 веке венец русских царей получит название «шапка Мономаха». Владимир Всеволодович стал киевским князем в 60 лет, по тем временам глубокая старость. Ровесники и друзья уходили один за другим. Давно упокоился заклятый друг, беспокойный Олег Гориславич. В горячих песках Палестины вечным сном спала княгиня Гита. Сыновья разъехались по своим уделам. Рядом с Мономахом оставался только митрополит Никифор, такой же неугомонный старик, которому до всего было дело. Они беседовали по гречески, для князя это был язык его детства, а владыка родом грек, за множеством дел как то не успел выучить русский. И традиционное обращение митрополита к князю, написанное Никифором, пришлось переводить с греческого, чтобы услышали и поняли все.
«Что следует говорить такому князю, который больше на голой земле спит, и по лесам ходя, нищенскую носит одежду и обувь, на лыжах бегая; и лишь по необходимости, в город входя ради властительских дел, в княжеские одежды облачается?...Ведомо нам, что для других ты обеды светлые готовишь, и сам служишь и работаешь руками своими. И когда другие объедаются и упиваются, ты сидишь и смотришь, обходясь малой пищей и малым количеством воды. И никогда ты не прятал сокровищ, не считал золота или серебра, но все раздавал, даже и до сих пор».
Владимир Мономах правил в Киеве 12 лет, из которых ни одного дня не провёл праздно. Разными способами, в том числе через династические браки, объединил обособленные русские княжества, фактически восстановив государство в границах времён Ярослава Мудрого. Мономах строил новые храмы в разных землях, делал большие вклады в церкви и монастыри, не только на Руси, но и за ее пределами. При нем, и возможно по его инициативе, была создана редакция летописи «Повесть временных лет». Разменяв восьмой десяток, Мономах захотел хотя бы ещё раз увидеть свой родной Переяславль. По дороге, на реке Альта, не далеко от церкви святых мучеников Бориса и Глеба, старый князь почувствовал, что земной путь его подошёл к концу. Он успел добраться до храма, исповедовался и причастился Святых Даров. Он достиг всех своих целей. Всех помирил, все устроил. 19 мая 1125 года великий князь Владимир принял мирную христианскую кончину.
«Слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она люба будет, пусть примет ее в сердце своё. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеется, а так скажет: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил...»