Мое отношение к серии Древних Свитков несколько смешанное. С одной стороны мне нравится полная свобода действий, которая позволяет не притрагиваться к основному сюжету спустя огромное количество часов после начала игры, множество модификаций, позволяющие настроить каждую игру на свой вкус, а также сказочная и одновременно жестокая атмосфера Тамриэля. С другой - из-за множества посторонних действий, которые позволяют забыть про сюжет, по моему мнению, игры серии кажутся перегруженными, и каждый раз, заходя в тот же Skyrim, я понимаю, что основной сюжет я так и не пройду, а буду отстраивать собственный дом с детьми, попутно отыгрывая вора, занимающегося кузнечеством, алхимией и убийством драконов. Еще одна причина, по которой у меня смешанные впечатления от серии - это оказуаливание Elder Scrolls после Morrowind’а. Играть стало немного скучнее, практически все как на ладони: иди, делай, что хочешь, а твои цели мы будем помечать на компасе, а еще сделаем автовосстановление жизни и маны. Но стоит признать, что атмосфера жестокости и тайны никуда не пропала после смены приоритетов разработчиков.
Играя в Skyrim, я всегда задумывался о том, что игра была бы интересней, если бы превратилась в MMO, потому что множество вещей в серии, как я думаю, были сделаны как раз для этого. И вот, спустя несколько лет, в 2014 году, в свет вышла The Elder Scrolls Online. Мне было интересно посмотреть, что такого сделала Bethesda, разделив фанатов серии на два лагеря: одни считали, что MMO Свитки полный отстой, другие наоборот проявили интерес в ожидании шестой части и хвалили её за сохранение особенностей оригинальной серии. Что касается меня, я решил повременить из-за высокой цены и ежемесячной подписки в тысячу рублей. Спустя время, когда игра отказалась от подписки и переименовалась в The Elder Scrolls Online: Tamriel Unlimited, я сразу приобрел ее. Поскольку я играл один, то не смог раскрыть для себя полный опыт игры, потому что некоторые функции требовали пати хотя бы из двух человек, как например подземелья, в которые лучше ходить со своими людьми, чем с рандомными. PVP тоже не трогал, так как считал, что не готов к нему. Выполняя сюжетные и побочные квесты, игра затянула меня на 24 часа, что очень мало для MMO таких масштабов и, после этого, забросил игру на четыре года.
Совсем недавно Bethesda устраивала бесплатные выходные с огромными скидками на игру и последнее дополнение Elsweyr. Собрав друзей и купив дополнение, я получил тот самый опыт, который должен был получить еще четыре года назад, и задумался:“А стоит ли играть в The Elder Scrolls в 2020 году, когда жанр MMO стал потихоньку угасать, отдавая место батл роялям, онлайновым шутерам и survival-играм?”
1. Основной сюжет и сюжеты локаций
Основной сюжет по своей структуре и повествованию недалеко ушел от “больших” игр. Вы также узник, только уже в тюрьме Молаг Бала - Хладной Гавани. Вас так же называют избранным (Soul Shriven), и на ваших плечах лежит спасение мира. Набор стандартный, а повествование - нет. Основная история дает перерыв на изучение мира, выполнения дополнительных заданий и прокачку персонажа. Это позволяет пройтись по локациям, которые ранее только упоминались в “больших” играх или были показаны достаточно давно, как Daggerfall из второй части. Но сказать по правде, основная история не так интересна, как история локаций. Найти их просто, так как они помечены особым значком, указывающим на длинную цепочку заданий. Они представляют наибольший интерес из-за своей проработанности и манеры повествования. Например, в игре есть история про короля Эмерика (или как-то так), который просит игрока выяснить причину постоянных ночных кошмаров у своих подданных. Сначала игрок будет выяснять причину, а несколько позже столкнется с древним божеством, после этого - некромантом, который и призвал это божество, а под конец будет битва с вампирами, в результате которого судьба правителя локации будет в руках игрока.
2. Быстрый рост уровня персонажа
Уже с пятого уровня в качестве подарка игрок получает свиток, который увеличивает получение опыта на 50% в течение двух часов. Это очень хорошая вещь для тех, кто только начинает свой путь по землям Тамриэля, поскольку большинство действий станет доступно после достижения десятого уровня. Да и без свитков опыта персонаж растет быстро, если уделять игре, примерно по два часа в день, и через два-три дня вы уже будете ходить с сороковым уровнем и почти полностью прокаченным персонажем. А если совсем не терпиться достигнуть пятидесятого уровня, то к вашим услугам всегда открыт магазин гильдий, в котором можно купить “Амброзию Псиджиков”, дающая 50% к опыту в течение 30 минут.
3. Гибкая система активных и пассивных навыков
Благодаря гибкой системе прокачки, игрок может создать мощного персонажа, который с одного активного навыка может вынести около двух обычных мобов или снести половину жизней у противника с фиолетовыми точками около полоски HP. Однако, баланса ради, один сильный игрок не сможет убить боссов сервера или пройти подземелье без “хиллера” под рукой. С другой стороны, если не брать в расчет подземелья и боссов сервера, то даже хиллер-маг может выносить обычных противников и квестовых боссов без чьей-либо помощи.
4. Броня
В игре представлено три типа брони: легкий, средний и тяжелый. В идеале нужно носить на себе элемент от каждого доспеха, поскольку все доспехи дают разный буст к параметрам. Например, легкий доспех увеличивает ману, а средний - урон от заклинаний: с такой связкой можно использовать заклинания, не боясь за ману. С другой стороны в ESO можно собирать сеты брони от разных представителей Тамриэля. Если вы хотите быть сильным бойцом с двуручным мечом и огромным количеством HP, то рекомендую собрать сет “Неустрашимых” или “Undaunted” по-английски. Собрать этот сет можно, проходя подземелья или выполняя задания от Анклава “Неустрашимых”, который находится в городе Wayrest.
5. Подземелья и PVP
С десятого уровня появляется возможность ходить в “данжи”. Лучше всего ходить в “данжи” с друзьями. Убивать босса подземелья, попутно матеря своих друзей то еще удовольствие, в такие моменты ощущаешь себя на месте персонажа, не каждая игра сможет передать. В ESO есть Dungeon Finder, который подберет для вас пати, исходя из вашего класса, роли и характеристик. Нередки случаи, когда в одном подземелье может встретиться боец 810 уровня чемпиона и хиллер 15 уровня, которые прекрасно взаимодействуют между собой. Что же касается PVP, идти туда можно, как только вам откроется такая возможность, плюс за ежедневные победы будет даваться огромное количество опыта. Рекомендую начинать свой поход в PVP с режима Deathmatch - самый простой режим из трех, в котором три команды дерутся между собой за первое место.
Разумеется, изучать и качаться можно в соло. Но все же рекомендую играть с друзьями, поскольку от этого вы получите непередаваемый опыт.
Я постарался выделить только основные аспекты, по которым игра может приглянуться рядовому пользователю, решившему окунуться в этот поразительный MMO Тамриэль. Можно еще отметить гильдии бойцов и магов, которые открывают дополнительные ветки скилов. Если влить немного денег в игру, то вам станут доступны DLC, открывающие новые локации, подземелья и зоны для PVP, возможность стать вампиром или вервольфом, а также станет доступна гильдия воров. Донатить или нет - решать вам, лично мне пока хватает того контента, который предлагает игра. К сожалению, ESO не оправдывает тех денег, которые просят за нее разработчики, но расстраиваться не стоит, поскольку Elder Scrolls Online очень часто продают с большими скидками, и очень высок шанс, что вы купите игру со всеми доступными главами примерно за 400 рублей.
Играйте в хорошие игры!
До встречи на страницах Дзена!