Мировоззрения и идеологии, есть область сращений человека с отношением к самому себе. И в этом сила идеологии, и ее неразрушимость, и убийственность. Потому что для человека самая большая опасность - перестать быть в мире с самим собой, перестать уважать себя.
Вспомним 20 век нашей истории, каков он был с точки зрения гуманизма? Две мировые войны, концлагеря, фашизм, коммунизм - все это столкновение идеологий, вызванной эпохой постмодерна. Знаменитое выражение Ф. Ницше в "Веселой науке" - "Бог умер" положило это начало для идеологий, потому что людям всегда все было проще упростить или довериться кому-то, чем размышлять. А когда трансцендентный Бог умер, или как говорил Ницше, "верующие его убили". Смерть Бога связана в первую очередь с научно-технической революцией, в результате которой жизнь упростилась и Бог уже не был нужен, но не об этом. Человек не был готов к самостоятельности, хотя многие придумывали новые религиозные системы, основанные на христианстве, например, Дж. Ваттимо. Ницше можно назвать предсказателем кровавого 20 века.
Мне как-то пришлось проводить занятие с гаитянцами по философии. И я столкнулся с твердыми пунктами закостенения там, где я пытался просто привести какие-то факты, рассуждения...
Но потом я понял, что ведь дело не в глупости и не в уме, а в том, что у них была простейшая классовая схема мира, в которой есть богатые, есть бедные, есть империалисты и есть рабочие и крестьяне, и поскольку схема очень проста и усваивается без труда, умственный труд, затраченный на нее таков, что он удовлетворил их по отношению к себе (они стали носителями понимания мир, они поняли мир), и поэтому никогда с этой схемой не расстанутся. Кроме как ценой какой-то полной личностной перестройки, а это очень трудное для человека. Человек ленив.
Мир умещен в их головах, в этом мире они занимают место человека, понимающего мир, и все очень просто: богатые есть, потому что есть бедные, бедные есть, потому что есть богатые, и что сделать, чтобы не было бедных? - уничтожить богатых. Все - мир уложился. И в эту область не пройдут факты и аргументы.
Мераб Мамардашвили, из книги "Психологическая топология пути"