Чем отличается простой карандаш за рубль в Ашане или Fixprice от Faber Castle за 100?
Рядовой по имени Рядовой известен всем с детского сада.
Простой как три копейки, которые он когда-то и стоил , но несравненный и непобедимый.
ПРОСТОЙ КАРАНДАШ.
У всех карандашей всех производителей одинаковая конструкция.
Графитовый стержень в деревянной оправе.
Что может быть проще?
Вдохните поглубже.
Рядовой Рядовой - благородного происхождения и его история уходит в века.
ИСТОРИЯ КАРАНДАША
Первоначально "Грифелем" называлась палочка , которым писали на так называемой "аспидной доске" - доске из сланца .
Грифель этот делался из сланца, расслоенного на мелкие частички от природы.
В средние века грифели делались из металлов - свинца, серебра, которые оставляли темные следы окислов на поверхности. Сейчас грифель простого карандаша делается из графита.
Интересно, что наше название "грифель" происходит от немецкого названия графита - "гриффель", которое происходит от латинского "графиум" - письмо и греческого "графион" - принадлежность для письма. Первые карандаши и грифели попали к нам из Германии, города Зоннерберга, где они производились в промышленном масштабе. А слово "графит" пришло к нам из французской научной литературы 18 века, хотя фактически это одно и то же слово.
А вот слово "карандаш" в русском языке связано со знаменитой французской фирмой "Каран д'аш" , но вовсе не заимствовано от нее , как некоторые думают, а наоборот, эта фирма имеет русское название специально искаженное на французский манер.
Это название ей дал основатель - Арнольд Швейцер (не путать с Альбертом Швейцером) в честь французского карикатуриста Эммануилом Пуаре (не путать с Эркюлем Пуаро) .
Последний родился в России в середине девятнадцатого века и решил переехать во Францию. Для ускорения получения гражданства Пуаре пошел в армию дизайнером униформы и военным баталистом (типа военного корреспондента, только художника) . Одновременно он начал посылать карикатуры в печать, выбрав для псевдонима русское слово "карандаш", изменив его на французский манер.
Само же слово "карандаш" происходит от турецкого "кара таш" - "черный камень", так назывался тот самый глиняный сланец.
Впервые слово "карандаш" появляется в начале 18 века в письмах государя Петра Великого.
Интересно, что в других славянских языках карандаш связан не со сланцем, а со свинцом. Украинское "оливец", болгарское "молив" , сербское "оловка", польское "оловек", белорусское "алоукавы" - все происходят от греческого "моливос" , которое означает "свинец". От него же происходит наше русское "олово". Хотя олово это не свинец)
В немецком языке название карандаша "бляйштифт" - "свинцовая палочка".
СТРУКТУРА КАРАНДАША.
Графит представляет собой одну из двух форм кристаллического углерода. Вторая форма - известный всем алмаз. Отличаются они тем, что в алмазе углерод образует трехмерную кристаллическую решетку, практически одинаковую по свойствам в любом направлении - от этого его удивительная твердость и прочность.
В графите же они образуют слои, прочные в своей плоскости (почти как алмаз) , но слабо сцепленные с другими слоями.
Когда мы ведем карандашом по бумаге грифель стирается, обломки этих слоев остаются в шороховатостях бумаги. И это очень важно.
И самой важной характеристикой карандаша является как раз количество этих осколков слоев, которые остаются на бумаге.
Визуально это видится как чернота и толщина следа.
Самые простые из простых карандашей обычно обозначаются буквами ТМ - твердомягкий или HB (hard bold-твердожирный)
Это офисные карандаши, предназначение которых - быстрые и недолговечные пометки. Это часто самые дешевые карандаши . Эта дешевизна происходит преимущественно от массовости производства а также от разницы в графите.
Есть ли разница между грифелями дешевых китайских карандашей ΗΒ по рубль штука и профессиональных карандашей ΗΒ за 100 рублей? Ведь результат один и тот же.
Эта разница в цене происходит не только за счет грифеля, однако в первую очередь.
Собственно графит в кусках в производстве карандашей не употребляется. Для того, чтобы сделать карандашный грифель, его сначала измельчают на специальных мельницах очень тонко - в графитовую пыль, частицы которой имеют размер от 50 до 1 микрометра. И потом уже из этой пыли прессуют грифели. Необогащенная пыль первого помола идет на самую дешевую и низкокачественную графитовую пасту. В ней относительно много золы (до 5 процентов) и даже воды (до 2 процентов). Из-за однократного помола в ней попадаются даже непромеленные частицы до 200 и больше микрометров, которые при рисовании образуют знаменитые "крупинки", которые могут испортить рисунок. Эта паста(называемая по ГОСТ «ГК-3») идет на детские, офисные и школьные карандаши.
Для более качественных художественных и чертежных карандашей (т.н."ученической серии") полученная от первого помола масса дополнительно измельчается и обогащается, при этом размеры частиц уменьшаются, содержание чистого углерода достигает 97 процентов .
Третьим помолом и дополнительным обогащением содержание углерода доводится до 99% ,а разброс в размере частиц уменьшается. Эта паста идет на профессиональные художественные материалы.
Есть еще самый высший графит ГК-0, в котором регламентируется размер графитовых частиц меньше 40 микрометров - не менее 90%
Хотя стандарты нашей промышленности и европейских и китайских фирм различаются, логика разницы между разными "линейками" графитовых карандашей схожая.
Как же получаются карандаши разной твердости-мягкости?
Они получаются смешиванием графитной пасты или порошка с глиной. Чем больше глины - тем тверже карандаш. Чем больше графита - тем мягче карандаш. Это приводит к тому, что у твердых карандашей след не только тонкий и бледный,но и сложнее ложится на бумагу и часто сильно ее продавливает . Поэтому карандаши твердости больше Η (Т) очень редко используются в художественном рисунке и в основном применяются в черчении.
Разные пропорции глины и графита при производстве карандашных грифелей образуют так называемую линейку твердости-мягкости. Естественно, эти пропорции никак не регулируются стандартами , поэтому у разных фирм эти линейки не совпадают вплоть до того, что карандаш ΗΒ какой-нибудь корейской фирмы может оказаться мягче отечественного "конструктора" 2М
Кроме того, в твердости карандашей большую роль играет температура обжига после смешивания с глиной и формирования стержней. Чем больше температура отжига, тем тверже грифель. Обычно это от 700 до 1700 градусов.
Следующим отличием дорогих и дешевых карандашей является разница в толщине стержней разной твердости. Чем мягче карандаш, тем меньше его прочность. Чтобы компенсировать потерю механических свойств , увеличивают его толщину. Для этого приходится разрабатывать несколько разных линий производства - с разными экструдерами, точением разных желобков в деревянной оправе , что естественным образом делает карандаши дороже. В дешевых карандашах этим не заморачиваются, все карандаши делаются по одному шаблону с одной толщиной. Поэтому при заточке дешевых мягких карандашей вы будете чаще ломать их - часто даже при работе , при сильном надавливании на бумагу.
ОПРАВА КАРАНДАША.
Она служит не только для удобства держания, но в первую очередь для защиты грифеля. И здесь очень большая разница между дорогими и дешевыми карандашами.
Дорогие карандаши обычно делают из древесины бука и аналогичных по твердости пород.
Дешевые - из сосны или даже из пластика.
Разница не только в эстетическом чувстве "настоящего дерева" - сосна тоже настоящее дерево.
Во время заточки лезвие точилки режет одновременно и грифель и дерево оправы. Чем ближе они по твердости , тем проще и предсказуемее заточка.
Если оправа тверже грифеля, то усилия будут не точить, а ломать грифель. Если же грифель тверже дерева оправы, то лезвие будет встречать мало препятствия в оправе и целиком приходится на грифель - и опять его ломает. Оптимальное дерево для оправы - бук. Его древесина близка по прочности к мягким грифелям, поэтому наиболее безопасна при заточке вращением в точилке.
Следующей важной разницей является способ крепления грифеля в оправе. Их существует три.
В самых дешевых карандашах грифель приклеивается к оправе в его "конце", который обычно никак не отличается от "начала". Поэтому если вы заточите не тот конец, и сточите кусок приклеенного грифеля, то обнаружите, что грифель начинает ездить туда-сюда по оправе , из-за чего писать становится невозможным. Впрочем, сейчас обычно на этом конце делают оправу с маленькой стирательной резинкой.
В более качественных карандашах проклейка не производится вовсе, а грифель "обжимается" оправой с натяжкой, похожей на жесткие посадки деталей в машиностроении. Грифель держится прочно, однако испытывает постоянные напряжения , кроме того во время заточки вращением в точилке усилия, которые передаются от лезвия на грифель, целиком им принимаются, от чего он часто ломается.
Самые лучшие карандаши проклеиваются по всей длине. Это увеличивает их цену, однако при заточке точилкой усилия через клей передаются на оправу, что предохраняет грифель от надлома. Кроме того, при падении карандаша по той же самой причине они ломаются реже. И даже сломанный грифель не оказывает никакого влияния на работу.
Кроме материала и проклейки важную роль играет форма оправы. Самые простые дешевые карандаши круглые.Чуть получше - шестигранные. Самые лучшие - треугольные. Это не только удобство держать. Круглые карандаши очень любят кататься по столу и падать на пол - с ломанием. Шестиугольные карандаши катаются чуть хуже. Трегольные практически не катаются. Однако для производства треугольных карандашей изначально заготовка должна быть намного толще круглых карандашей, а при дорогом буке это также увеличивает цену. Впрочем, треугольные карандаши при заточке чуть легче ломаются, поскольку при заточке оказывают переменное сопротивление вращению. Поэтому на грифель действует переменное усилие.
Наконец, последний элемент - это маркировка карандашей. У дешевых маркировка наносится минимальная и только на одной поверхности, благодаря чему карандаш нужно взять в руки и вертеть, чтобы понять, какой он твердости. Кроме того, если она сотрется от частого использования (а это будет очень быстро) - то вы вообще не сможете определить ее.
Что это означает на практике?
Помимо отсутствия крупинок качественные графитовые карандаши расширяют возможность получения хороших результатов на самой разной бумаге - от гладкой плотной до рыхлого картона и даже на фанере, дереве и штукатурке.
Большая часть преимуществ дорогих карандашей связана с удобством заточки. Если взять привычку затачивать карандаши ножом, а не точилкой , то можно недостатки дешевых карандашей избежать.
Маркировку тоже можно сделать свою собственную - при помощи собственных меток ножом или просто метить краской или белым корректором.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Рядовой Рядовой- универсальный солдат.
Если у вас нет Штриха, он прекрасно его заменит - только придется все время вызывать сержанта Нож, чтоб он прочищал Рядовому голову. Он способен на самые глубокие и широкие изменения глубины тона и ширины штриха, поэтому многие пользуются только им.
Он способен провести всю работу от начала до конца.