Я особенно люблю те тонкие и проникновенные портреты, на которых нет изображённого, а его место занимает натюрморт, составленный из любимых предметов, может быть со скрипкой или томиком Китса. Даже башмаки "отсутствующего на полотне", например, если их с пронзительной остротой написал, предположим, Ван Гог, могут восприниматься как автопортрет.
(Филип Хук "Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я")
Натюрморты "Vanitas" (лат. «Тщеславие») еще в начале XVII века предложили ценителю литературы и искусств проникнуть в чудесный мир, созданный живописцем. Уподобившись магу, художник составлял композицию из предметов, которые неведомым образом наталкивали на размышления о быстротечности жизни.
Ной когда-то спасал людей, животных и птиц на своей лодке, так и художник берет с собой книги для натюрморта, и придает их вечности.
Виртуозность в передаче фактуры — хрустящего на ощупь листа бумаги, легкой шуршащей кисти, хрупкого стекла, гладкого атласа ленты, изогнутых монет и теплых книг.
Филигранность в передаче смыслов, когда отвлеченные понятия воплощены в расстановке предметов. Воспринимаешь все в камерной атмосфере, и тогда перед тобой предстает воинство символов мудрости и тщеславия земных достижений.
Еще вспоминаются времена безмятежного детства, когда без спросу входил в домашнюю библиотеку и разинув рот в восхищении смотрел на толстые тома на полках книг. Зеленые - Бальзака, а красные - Дюма. Вытягивал том - вдыхал аромат типографской краски - вычитывал предисловия, описания и диалоги, и бережно нес книгу в сад.
...Ударил гром, в доме распахнулись двери, заскрипел пол, сколоченный из широких досок, хлопнула створка окна, а там, в полете над окном повисли гроздья черемухи. У-у-у! Повеяло черемуховым садом, забросало крупными каплями. И я пошел в сад, спасать от дождя книги, брошенные днем. И замер. На пне лежал старый толстый том с открытыми страницами, к нему прилетела сухая трава, у закладки объявился друг - лист дерева, подле приютился карандаш, под корешком отражались стекла очков, и сторожило их мое верное яблоко Айдаред. Вот и натюрморт "Vanitas".
Натюрморты с книгами
Интригует, когда в натюрморте - слове, которое с французского переводится как "nature morte" (мёртвая природа) - книги. На глазах натюрморт превращается в модель эволюции жизни на земле, где в столкновении стихий друг с другом - из мертвого возродилось живое.
Найти утешение...
"Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании".
Мишель Монтень
Найти друга!
«Увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца — так сразу подумаешь: хорошо бы если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочешь».
Джером Девид Сэлинджер
Участвовать в сюжете...
"Все хорошие книги сходны в одном — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода".
Эрнест Хемингуэй
Вдохновиться...
"Позже, молодым писателем, я обнаружил, что лучший способ вдохновиться — это пойти в библиотеку Лос-Анджелеса и бродить по ней, извлекая книги с полок, читать — строчку здесь, абзац там, выхватывая, пожирая, двигаться дальше и затем внезапно писать на первом попавшемся кусочке бумаги".
Рэй Брэдбери
Вдохновиться еще раз...
«...У каждого из писателей есть свой вдохновитель, свой добрый гений, обыкновенно тоже писатель. Стоит прочесть хотя бы несколько строк из его книги — и тотчас же захочется писать самому».
Константин Паустовский
Поговорить...
"Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли".
Рене Декарт
Спастись...
«Человек чувствовал бы себя самым несчастным, если бы не читал книги и стихи».
У.Дисней
Сравнивать...
«Читайте одних и других, читайте все подряд, – и сравнивайте, как они это делают. И пишите сами, как можно больше пишите. Если у вас получится хорошо – вы почувствуете это. Не получится – выбросьте и начните писать опять»
Уильям Фолкнер
Познавать жизнь...
"Жизнь познается из книг и произведений искусства, быть может, еще в большей мере, чем из самой жизни".
Теодор Драйзер
Читать как бы заново...
«…Замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново. И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени».
Юрий Олеша
Как говорил Пикассо:
"Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует".
Что чувствует художник, когда преподносит книги вот так?