Найти тему

Если сосед захватил часть дороги, сузив ее

Достаточно часто встречаются ситуации, когда собственники земельных участков, пытаясь расширить свою территорию, ставят забор прямо на дорогу, тем самым сужая ее. Особенно это актуально в ситуации дорог в СНТ, которые совершенно не соответствуют современным СНиПам по ширине улиц. И тогда метр или даже полметра становятся для соседей принципиальным моментом.

Но одно дело, если сосед самовольно захватил земли общего пользования, к которым относятся дороги в СНТ, а совсем другое, когда кадастровый инженер, заново перемерив существуюший участок, сдвинул его границы на дорогу.

Здесь речь уже может идти либо о его некомпетентности, либо о сговоре. Выход - признание недействительными результатов межевания из-за существенных нарушений: межевание участка было проведено без согласования границ с соседями.

В ст. 76 ЗК РФ "Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями" читаем:

3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Кадастровый инженер может специально завысить площадь участка, который отмежевали еще в прошлом веке. Итак, площадь по документу 800 метров, по фактическим измерениям - 790 метров. Но за окончательную площадь, которая шла в выписки, бралась документальная - 800. Вот и расхождение: так как по факту (по координатам) - 790.

Также в старых выписках погрешность составляла +/- 3 (4) метра. То есть если минус - то участок расположен в старых границах. Но если плюс - то участок как раз и вылезает на дорогу, которая является землями общего пользования.

Не думаю, что действующий кадастровый инженер этого не знает. И здесь как раз имеет место манипуляция в интересах заказчика. Таким образом, на исполнителя можно подать жалобу. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Уставом А СРО «Кадастровые инженеры» разработаны меры дисциплинарного воздействия на кадастровых инженеров.

Также и председатель может лоббировать интересы определенных садоводов, подписывая акты согласования в их интересах. Но в статье 39 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 указано, что согласовывать местоположение границ от имени собственников вправе любой представитель СНТ, уполномоченный решением общего собрания. То есть председатель как таковой не имеет полномочий подписывать акты согласования, если его не наделило этим правом общее собрание членов СНТ.

Жалобы на бездействие председателя по факту захвата земель общего пользования, каковыми являются дороги в СНТ, можно писать в прокуратуру и Комитет по земельному надзору.

Согласно п. 9 ст. 38 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Уточнение границы земельного участка абсолютно не означает возможность узаконения «самозахвата» в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ О ГКН: "При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости".

Кадастровые инженеры часто занимаются именно фактической съемкой, которая никакого отношения к кадастровым работам не имеет, т.к. такая съемка - это инвентаризация (выявление факта наличия и текущего состояния участка, нарушены или не нарушены юридические границы).

В более широком смысле этот вопрос рассматривается в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного им лица), выраженной в установленном порядке. Указанное правонарушение представляет собой активные действия по самовольному занятию чужого земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. в отсутствие каких-либо прав на этот земельный участок.

Кроме того, самовольное занятие земельного участка - простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п. (комментарий к Федеральному закону от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»).

При наличии у Росреестра (территориального органа) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, орган государственного надзора, в соответствии с пунктом 149 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Росреестра от 18.06.2019 № П/0240, объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного надзора.

Обычно нарушителю предлагается устранить выявленные нарушения в 60-дневный срок, во избежание более серьезных санкций.

Поэтому жалоба в территориальный орган Росреестра будет достаточно действенна и может решить вопрос в досудебном порядке.

Статья была полезной - подписывайтесь на канал, ставьте лайки.