Сегодня ивент-индустрия получила, пожалуй, самый серьезный вызов за последние 20 лет: кафе и клубы закрыты уже более месяца, а все массовые мероприятия переносятся на неопределенный срок. Промо-группы, которые привыкли находиться в состоянии постоянного форс-мажора, тем не менее, пару месяцев назад не могли себе даже представить, что в один момент вся индустрия по факту будет поставлена на грань уничтожения. По самым скромным оценкам, даже если карантинные меры начнут ослабляться через некоторое время, то о разрешении проведения массовых мероприятий можно забыть еще, как минимум, на полгода. Несомненно после двухмесячного локдауна последует экономический кризис: массовое закрытие бизнеса, всплеск безработицы, падение доходов. Обычные потребители отодвинут на второй план посещение концертов и других развлекательных мероприятиях, что вторым ударом придется по сфере. В общем, если в первую неделю принудительной «самоизоляции» еще находились те, кто верили, что проблема сама разрешится через 1-2 недели, то сейчас все готовятся к тяжелой борьбе либо разорению.
Но с другой стороны, любой кризис имеет и вторую сторону медали — очищение и модернизация. История говорит нам о том, что после каждого разрушительного кризиса, человечество становилось сильнее. Так и здесь, первый действительно серьезный кризис в индустрии массовых мероприятий неизменно должен привести к тому, что на место изживших себя подходов работы с клиентами и партнерами тех, кто привык разбрасываться ими ради сиюминутной наживы, без сомнений, придет более гибкий, честный и клиентоориентированный сервис. Сегодня мне как раз хотелось бы поговорить о принципах работы московских клубов.
Промо-команда Trance Universe занимается организацией массовых мероприятий с 2016 года. За 4 года нами с успехом проведено 12 собственных мероприятий. Также мы помогали в организации другим промо-группам, а также делали совместные эпизоды.
За период своей деятельности мы успели напрямую либо опосредованно поработать со многими столичными площадками, такими как ТеатрЪ, Лес, Известия Hall, Random и другими. И это дает нам основание говорить о том, что идеальной площадки в Москве не найти: у каждой есть свои субъективные либо объективные минусы, зачастую приходилось сталкиваться с тем, что администрации клубов живут еще 90-ми и не до конца понимают, что та эпоха уже ушла. Но так или иначе с руководством удавалось находить общий язык и выходить на доверительный уровень сотрудничества, а значит и добиваться положительных изменений в клубе. Поэтому не в наших правилах было выкладывать в паблик проблемы, с которыми мы сталкивались на уровне площадки. Нашим посетителям известно, что мы защищали клубы от любой критики и проводили усиленную работу наш ошибками для того, чтобы следующее посещение мероприятие прошло на более комфортном уровне.
Но в ноябре 2019 нам пришлось столкнуться с администрацией клуба Москва и сегодня я вынужден отойти от указанного принципа, поскольку, по моему мнению, после кризиса эта площадка должна остаться в прошлом. Похоже на то, что во главу угла руководство клуба могло поставить несколько иные принципы, нежели честное сотрудничество. По крайней мере, на нашем опыте совместной работы, мы можем сказать, что Trance Universe не вернется в этот клуб, возможно, после прочтения данного поста так сделают и другие промоутеры.
Почему мы решили сделать событие в этом клубе?
Начиная с 2018 наша команда находится в постоянном поиске новых локаций. Прежде всего, это связано с тем, что мы вводим новые форматы: Invites, Open to Close, которые требуют большей камерности, чем Festival. Поэтому отличные площадки, на которых мы базово проводили фестиваль, не совсем подходили по размерам.
Так мы и нашли клуб Москва, расположившийся в довольно респектабельном районе на территории бывшего завода «Арма». Опрятный снаружи, компактный внутри, да еще и, на первый взгляд, адекватная администрация. Да еще и чрезмерно выгодные условия сотрудничества, которые другие клубы не предлагают. О чем еще можно мечтать любому организатору?
Конечно же, при выборе мы обратили внимание на оценку в 2 звезды на соответствующем сервисе гугл и огромное количество негативных отзывов.
Но у клуба на это имеется заготовленное объяснение о том, что рейтинг был испорчен намеренно одним из организаторов, который продал много билетов несовершеннолетним, а клуб в строгом соответствии с законодательством не допустил посетителей и остановил концерт. Кроме того, были даны определенные обещания проработать слабые точки клуба. Видя адекватность руководства, мы поверили в версии с негативными отзывами и решили попробовать.
Эта попытка обернулась для нас потоком негативных отзывов от наших посетителей и финансовыми потерями. В то время как администрация клуба перестала отвечать на любые наши сообщения.
Действующие лица клуба Москва
Прежде чем перейти к повествованию, стоит представить команду клуба. В особенности это нужно затем, что у клуба необычная политика в позиционировании собственного руководства. Как стало понятно позже, у клуба есть некие «серые кардиналы», которые остаются всегда в тени, есть публичные лица, а есть совсем неожиданные фигуры. В зависимости от ситуации на сцену выступают различные акторы, но каждый раз это похоже на некоторое театральное действие, о чем и пойдет рассказ ниже.
Виталий Федяев
Готовясь заранее к новому ноябрьскому эпизоду TU, еще в мае мы выбрались посмотреть как проходят чужие мероприятия в клубе и познакомились с Виталием Федяевым, который позиционировал себя в качестве владельца клуба. По крайней мере, все обсуждения финансовых и организационных условий проходило через него. Он же ведет переписку с официального аккаунта клуба: vk.com/klubmoskva.
Хотя на страницах клуба его имя нигде не упоминается, что нам показалось странным еще в тот момент. Но Виталий оперативно реагировал на любые запросы и даже чрезмерно демонстративным образом выполнял роль управляющего. После мероприятия нам стали понятны причины «скрытого» руководства.
Сабина Асриянц
В публичном поле владельцем клуба значится Асриянц Сабина, которая сама себе взяла пафосный псевдоним Сабина Виннер. К слову, «победительницу» мы толком не видели и получили единственное сообщение от нее на ломаном русском, которое я продемонстрирую чуть ниже. Характерным является, что на сайте клуба Сабина не преминула упоминуть о якобы своем аристократическом происхождении, который нам впоследствии будет продемонстрирован в полной мере. Не удержусь и я, процитирую этот перл здесь: "Сабина Виннер родилась в необычной семье. Ее бабушка по маминой линии – шведская аристократка, которую дедушка Сабины полюбил с первого взгляда, украл у родителей и увез в Баку. От бабушки Сабина унаследовала любовь к искусству, к красоте, эстетическое отношение к миру и утонченность манер".
Ангелина Мазанова
Ангелина указана в качестве арт-директора клуба, но ее роль мы так и не поняли. На нашем мероприятии она просто присутствовала и за всем наблюдала.
Официантка Эмма
У клуба поистине особый подход в управлении. Ведь на разрешение конфликтов с промо-группами выделяется официантка, которая служит посредником в общении с руководством. Лицо, которое может стать олицетворением понятия социальный лифт в клубной сфере.
Какие были договоренности?
В целом, в индустрии сложилось два альтернативных подхода в работе с промоутерами:
1) Типичная аренда — промоутер платит фиксированный арендный платеж за проведение мероприятия.
2) Гарант по бару — промоутер вносит залог, который возвращается в случае, если посетители мероприятия оплачивают на баре напитки и еду на определенную сумму.
Клуб Москва руководствуется вторым подходом. Нам озвучили несколько завышенную сумму гаранта по бару, чем которую обычно предлагают клубы аналогичного уровня. Однако минимум по бару был достаточно низким, да плюс к этому, нам еще озвучили процент от бара с такой же совсем невысокой суммы. В общем, предложение было заманчивым.
За четыре года мероприятий мы хорошо изучили нашу аудиторию и с высокой точностью каждый раз прогнозируем показатели в зависимости от количества пришедших. Поэтому у нас даже не было сомнений в том, что залог мы вернем, а также получим даже некоторый процент.
Выгода клуба от такой концепции заключается в том, что промоутер приводит свою аудиторию в клуб, которая еще может не раз вернуться и на другие мероприятия клуба. Эта аудитория пользуется баром клуба, который последний закупает по оптовой цене. При неплохой посещаемости клуб таким образом может получать неплохую выгоду.
Единственным смущающим моментом в наших договоренностях было то, что клуб сообщил о платном режиме работы гардероба. Каждый посетитель должен платить по 50 рублей на входе за сданную куртку. Мы пытались убрать это условие, но клуб принципиально стоял на нем, объясняя, что таким образом они смогли побороть воровство из карманов посетителей (на самом деле нет). При этом никакие предложения поставить своих гардеробщиков не принимались. Что ж, у каждого могут быть свои «тараканы», так мы это и восприняли. Тем более, что клуб заверил нас о том, что это символический платеж и его должны платить только единожды.
Как были выполнены договоренности?
Я опущу здесь разбор того, что администрация клуба сорвала договоренности о начале нашего мероприятия в 23:00 и больше чем на час задержала вход. Это стандартная болезнь, практически без исключения, всех площадок, на которых перед ночным мероприятием проходит вечернее.
Клуб не выполнил своих обещаний с гардеробом и нас засыпали сообщениями о том, что при каждом выходе требуют оплату. Многим пришлось отдать несколько сотен, которые перечислялись на карту гардеробщицам. А в итоге у одного из наших посетителей украли из кармана наушники Apple Airpods Pro. Похоже на то, что воровство среди персонала клуба процветает, а платный гардероб, вероятнее всего, организован не для борьбы с этим недугом. Несмотря на написанное заявление в полицию на следующий же день, администрация клуба ожидаемо сообщила о том, что никакой ответственности за оставленные вещи не несет.
Поэтому мы полагаем, что на самом деле гардероб — первая статья заработка клуба. Осмелимся предположить, что с полученных денег с каждого посетителя никакие налоги не выплачиваются.
Так или иначе, ноябрьский эпизод Trance Universe: Neon был запущен и ночь прошла с успехом в эмоциональном плане. Мы собрали несколько больше обычного посетителей. Впервые у нас был абсолютный солд-аут vip-мест на балконе. Сеты диджеев были просто отличными.
Спектакль начал разыгрываться посреди ночи.
Без всяких причин, ко мне и членам нашей команды по-очереди стали подходить представители клуба и отпускать странные комментарии по типу "почему так мало людей, вы же обещали 1000 человек", "почему ваши гости так мало покупают напитков". К слову, такого количества людей мы никому не обещали (пришло столько людей, сколько мы и прогнозировали Виталию), а комментарии поступали на фоне забитых под завязку балкона и танцпола, а также поступающих к 4 утра сообщениях о том, что в баре начинает заканчиваться вода, пиво и коктейли.
Самым интересным и пугающим был комментарий, который мы получили от арт-директора клуба и ряда официантов о том, что мы такие адекватные промоутеры и обычно другие промо-команды начинают скандалить с клубом и ругаться. Тогда еще казалось, с чего вдруг.
С некоторыми оговорками довольные прошедшей ночью, на утро мы не смогли найти Виталия, у которого собирались забрать наш залог. Как говорится, не успело пробить 6 утра, как карета превратилась в тыкву. У бара мы нашли официантку Эмму с неизвестной нам женщиной, которая внешне похожа на Сабину Асриянц. По крайней мере, похожая на Сабину женщина вручила нам кассовый чек с едким комментарием "что-то слабовато ваши гости выпили, только водичку и попивали".
Я увидел следующий чек, от которого рассмеется любой организатор.
К слову, ни разу за все 4 года мы не получали настолько низкого показателя. При том, что мы проводили камерные мероприятия на 150-200 человек. Любой знает, что даже если терминалы для оплаты картой исправно работают, то от 40 до 60 % будет оплачено наличными. Этому есть разные причины.
Первое что мы сделали - опросили наших посетителей, которые рассказали нам, что на кассе бармены сообщали о том, что требуется оплата наличными и только в случае, если посетитель не соглашался - предлагали оплатить картой. Чтобы при этом выдавался чек никто не вспомнил.
По результатам опроса, который мы провели в нашем чате, половина посетителей расплачивались в баре только наличными. И ни один не вспомнил о том, чтобы при этом выдавался чек. Довольно показательные результаты, не правда ли.
Тем не менее, мы не спешили кого-либо обвинять и решили разобраться во всем, вступив в диалог с клубом. Зная их отзывчивость до проведения мероприятия, у меня даже не было сомнения, что хотя бы какой-то ответ мы да получим и придем к компромиссу.
Я написал подробное сообщение Виталию Федяеву, который вроде как представлялся владельцем клуба. Здесь же, чтобы не пересказывать, можно увидеть остальные наши претензии к клубу.
Но вместо обычно оперативного ответа началась волокита, а Виталий резко вспомнил о существовании некого гендиректора и внезапно перестал быть владельцем клуба, с которым нужно решать все вопросы. И в итоге, просто кинул нас в игнор, оставив без ответа. Какие-либо сообщения о готовности некого гендиректора пообщаться с нами оказались профанацией, поскольку никаких подробностей о встрече после этого не следовало.
Также и персонал клуба, который до этого выполнял указы Виталия, вдруг проглотили язык, и начали ссылаться на некого директора, с которым мы не были даже знакомы и чьих контактов у нас не было. К слову, сообщения о готовности директора общаться были такой же профанацией, поскольку после этого Эмма не отвечала на сообщения, а возникала только днем после.
Но я решил не сдаваться и, как минимум, убедиться в том, что игнор - позиция всего клуба, а не одного человека команды. Я написал арт-директору Ангелине. Но все закончилось "футболом" и тем же игнором.
Особая роль в этой истории была отведена официантке (!), которая выступила посредником между нами и директором Сабиной, чьи контакты мы получить так и не смогли. Правда единственным сообщением, которое мы получили от директора Сабины Асриянц было обвинение в том, что мы сами должны были контролировать кассу. Просто шикарный подход, похожий на признание "мы воровали, но вы нас за руку не поймали".
Правда стоит отметить, что Эмма - особый носитель великого русского языка и ради этих перлов стоило потерять залог: "гИнеральный директор", "справочное бЕро". Но так или иначе, наше общение закончилось тем же игнором.
Стоит ли говорить о том, что письмо на почту директора я отправил несколько раз, но не получил никакого ответа?
Каков итог?
Впервые за 4 года проведения мероприятий мы получили поток негатива от наших посетителей, которые всегда отличались лояльностью к нам: люди жаловались на очереди на входе, платный гардероб, вонь из туалетов, грубое отношение охраны и прочее. В общем, все негативные комментарии на сервисе гугла подтвердились. И, пожалуй, для посещения мероприятий это не лучшее место.
Мы потеряли деньги. Во-первых, это залог, который не был нам возвращен. Во-вторых, это процент с бара, который мы считаем, был бы нами получен при прочих равных в другом клубе. Также мы оставили в клубе имущество (каркас сцены, полотно, технику), которую клуб нам так и не вернул, а присвоил себе.
Буду ли я утверждать, что администрация клуба Москвы - мошенники? Нет, не буду. Но, признаться, их поведение очень похоже на это: вести вначале себя максимально доброжелательно, назвать завышенный залог, но наобещать золотые горы, а затем пропасть, переложив все общение на официантку, заодно прибрав к рукам наши вещи.
Как говорится, совпадение ли, что они также аномально повели себя и с другим организатором Candy Land? Либо мы единственные организаторы, которых кинул в игнор клуба Москва, вероятно, ради залога.
Возможно аномальный наличный оборот и у нас, и у Candy Land объясним тем, что в клубе на две сцены работает только один бар. Хотя на фоне сообщения наших посетителей, что требовалась оплата наличными, да и нашего опыта работы с такими же барами, все же получилось "необъяснимо, но факт".
Но почему мы считаем себя правыми? Да просто потому что, если бы Виталий Федяев, предположим, не чувствовал бы себя мелким жуликом, то он не спрятал бы голову в песок и от своего имени обсудил бы с нами все недопонимания. Если бы Сабина Асриянц, она же Виннер, также предположим, не считала бы вероятную схему клуба по сокрытию наличных чересчур очевидной, то она бы не пряталась за спиной официантки и предоставила бы нам ответ по фактам. По итогу остался один факт - клуб Москва не смогли опровергнуть наши обвинения и просто спрятались за спиной "справочного бЕро". Игнор - признание нашей правоты и всего, что было написано мною в многочисленных письмах им. И судя по топорным театральным действиям, что-то мне подсказывает, что подобное поведение - отрепетированный годами сценарий.
Тем не менее, утверждать, что администрация клуба Москва реализует подобную схему на постоянной основе равно как и реализовала ее в отношении нас мы не можем. Могут быть различные причины произошедшему.
Но одно утверждать я могу точно - у клуба Москва сложилось скотское отношение к промоутерам. Прятаться от организаторов, не считая нужным ответить на вопросы о сотрудничестве, ради того, чтобы не возвращать деньги. Иначе это и не назовешь. Находясь в респектабельном районе и не чувствуя проблем в притоке новых организаторов, администрация клуба считала возможным вести себя подобным образом. Что ж, посмотрим теперь как они выйдут из кризиса, в котором они остались наедине с собой.
Поэтому, если кто-либо, кто ранее подумывал о том, чтобы провести мероприятие в клубе Москва, то мы не рекомендуем. А если возьметесь, то закладывайте сразу в свой бюджет залог и воспринимайте его как невозвратный, ну и готовьтесь к волшебным суммам наличных по чеку.
P.s.: отдельная просьба ко всем посетителям, которые читают этот текст - при оплате наличными всегда требовать чек у официантов и сохранять его ещё какое-то время у себя. Промоутеры - доведите эту информацию до ваших посетителей в соц сетях. Таким образом вы сможете получать больше информации о количестве потраченных наличными средств. Что касается посетителей - вы не только поможете промоутерам, но и обезопасите себя, например, если продукция в баре окажется плохого качества и в любых иных случаях - при наличии чека у вас будет доказательство покупки в баре. Это относится ко всем мероприятиям, на любых площадках. Запомните это как должное.
#TUMoskva2019