Турбокомпрессор состоит из трех узлов. Горячая улитка (чугунная), в которой помещается турбина. Холодная улитка, в ней расположен компрессор. И средняя часть — корпус, там располагается вал вращения турбины с подшипниками.
Средняя часть наиболее подвержена износу. Берём за вал рукой и пробуем перемещать его в осевом и радиальном направлении. Ощущаем значительное перемещение вала. Это означает, что изношены подшипники, резиновые уплотнения, крыльчатка задевает за корпус. Увеличен свободный люфт вала в подшипниках.
Люфт более 1мм не допустим. Увеличивается расход масла через турбокомпрессор. Масло заполняет интеркулер (охладитель воздуха), падает объем подачи воздуха в цилиндры двигателя. Надо менять турбокомпрессор!
В начале освобождаем пространство вокруг турбокомпрессора. Снимаем корпус воздушного фильтра. Снимаем масляный фильтр. Отсоединяем патрубки от турбины подачи и отвода масла. Патрубки подвода тосола (тосол сливается в ёмкость). Снимаем клапан EGR.
Отворачиваем холодную улитку. Снимаем среднюю часть.
Она прикипела ржавчиной к чугунной улитке. Отмачиваем стыковочную часть с помощью WD-40. Но это не помогло, поэтому пришлось греть горелкой стык, пока средний корпус не вышел из улитки.
Самым тяжелой задачей была отделить трубу выпуска отработанных газов от чугунной улитки. Все головки болтов (их пять), которые надо было открутить, были вне зоны видимости. При помощи зеркала на телескопическом держателе, а также используя специальный инструмент с головками, удалось отвернуть заржавевший крепеж. И последний этап — откручивание чугунной улитки.
Собирать в труднодоступных местах всегда нелегко. Важно перед тем как привернуть маслопроводы. Предварительно промыть их очистителем для карбюратора и продуть воздухом.
Затем наливаем в масляный канал среднего корпуса масло 50 грамм и проворачиваем вал рукой, чтобы подшипники получили смазку. После этого прикрепляем маслоподающую и маслоприемную трубку. А также трубки подводящие тосол для охлаждения корпуса. Крепим улитку компрессора.
Подсоединяем воздушный патрубок. Перед запуском двигателя прокручиваем стартером коленчатый вал до тех пор, пока не погаснет лампа давления масла. Теперь можно заводить двигатель.
Турбина требует обкатки. Не нужно давать большие обороты и резко нажимать на педаль газа. Ездить надо на 2300-3000об\мин.
Важно, чтобы за время обкатки притерлись подшипники. Тогда турбокомпрессор будет работать долго.