Прожив в Нижнем Новгороде шесть лет, действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов получает назначение в Симбирск, на должность инспектора народных училищ губернии. Приказ о назначении был подписан 9 сентября 1869 года.
Будучи подвижником в области народного образования, Илья Николаевич с энтузиазмом воспринимает повышение по службе. Второй прекрасной новостью дня, становится так же известие об очередной беременности супруги. К этому времени у молодой четы уже двое детей - Анна (1864) и Александр (1866).
Вопрос с переездом несколько затягивается и перед Ульяновыми встает вопрос, где рожать, в Нижнем, где налажен быт, или на новом месте. Вопрос разрешился служебной необходимостью. Ульяновы переезжают в Симбирск в конце октября 1869 года, где уже через полгода у них рождается мальчик Володя.
Фантазия в сослагательном наклонении
История, как известно, не имеет сослагательного наклонения. И все же интересно, какие тектонические сдвиги в административно-территориальном устройстве страны, произошли бы, родись Володя Ульянов не в Симбирске, а в Нижнем Новгороде.
Первое, что приходит в голову - Нижний Новгород стал бы Ульяновском. Тут, что называется, к бабке не ходи. Причем, это бы произошло не в 1932 году, а гораздо раньше, думаю, в 1924-м. А вот именем Алексея Максимовича Пешкова, который Горький, назвали бы другой географический объект, например, остров Капри или Соловки.
В свою очередь Симбирск, так и остался бы Симбирском. При этом место главного земляка симбирцев, вполне заслуженно занял бы историк и писатель Николай Михайлович Карамзин.
Переименование Нижнего Новгорода в Ульяновск, исключило бы путаницу между двумя российскими Новгородами (на Волге и Волхове). Учитывая, что в стране остался бы только один Новгород (который Господин Великий), местной власти не нужно было бы тратить значительные средства на возращение ему исторического названия.
Поменяли бы названия самые известные городские бренды – УАЗ и ГАЗ. Первый, стал бы САЗом (Симбирским автозаводом), а ГАЗ – УАЗом. При этом, русские джипы назывались бы «САЗ - Патриот», а ульяновские коммерческие автомобили – «Уазели».
Произошла бы ротация и в таблице номеров регионов. Правда изменения бы коснулись лишь трех из них:
Новгородская область - 52
Симбирская область (бывшая Ульяновская) - 66
Ульяновская область (бывшая Нижегородская) – 73
Нижегородский Кремль, стал бы Ульяновским, а в советской историографии, народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского 1612 года стало бы называться Ульяновским ополчением.
Сильный козырь, в виде исторических параллелей, получила бы и марксистко-ленинская идеология: Ульяновск, в 1612 году стал бы родиной народного движения за свободу и независимость страны от польских интервентов, а в 1870 – главного борца за свободу и независимость уже всего человечества.