Найти тему
Старый

Как Беларусь потеряла рынок тягачей для перевозки ракет.

Если кто не знает, то наши межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь-М" и "Ярс" возят на белорусских тягачах производства Минского завода колесных тягачей.

То есть наше самое главное оружие перевозится на иностранных грузовиках. Учитывая, что отношения с Беларусью у нас какие-то непонятные, то дружим, то не дружим, на это обратили внимание в Минобороны и решили, что пора обзавестись своим тягачем. И родилась программа "Платформа-0".

Делать тягач почему-то поручили КАМАЗу, который никогда не занимался такой техникой. В России было два предприятия, которые так или иначе занимались изготовлением тягачей для перевозки крупногабаритов. Брянский автомобильный завод и Курганский завод колесных тягачей.

Курганский завод был признан банкротом в 2011 году, тогда тягачи нашей власти были не нужны, а БАЗу никто ничего не предложил, ну хоть не обанкротили и то ладно.

На КАМАЗе тягач все же сделали, не сказать, что без недостатков, судя по отзывам в прессе, и пока их в армии особо не видно, но задел все же сделан.

-2
-3

В российских войсках используется более 60 образцов вооружений, установленных на шасси и тягачах МЗКТ, включая РСЗО «Смерч», ЗРК «Печора» (шасси МЗКТ-8021), колёсные средства ЗРК «Бук-М2» (шасси МЗКТ-6922).
МЗКТ-7930 является шасси для пусковых установок и ТЗМ комплекса Искандер-М, всевысотного обнаружителя ЗРК С-300, С-400 «Триумф» и пусковые установки С-300ПМУ-2, С-400; береговые ракетные комплексы Бал, «Бастион», «Берег», «Рубеж» и Club-M; берегового комплекса разведки надводной и воздушной обстановки Монолит-Б.

Вообще 95% продукции МЗКТ носит экспортный характер и объем выпускаемых изделий только сокращается.

Сейчас наше ракетное вооружение все больше устанавливается на тягачи БАЗа и правильно, ведь брянский завод входит в состав Концерна ВКО „Алма́з-Анте́й“, а тому не нужно кормить иностранного производителя, когда есть свой.

-4
-5
-6

Но все же мы были не главными покупателями белорусских тягачей для МБР. Основным покупателем, после развала СССР, стал бурно развивающийся Китай, который тоже хотел иметь мобильные МБР. Уж больно им понравились наши "Тополя".

Но Китай поступил хитрее. В 1998 году было организовано совместное белорусско-китайское предприятие, которое делало тягачи для Китая. А вот в 2010 году Лукашенко зачем-то принял решение продать технологии по производству тягачей Китаю и на этом для Белоруссии все кончилось. Больше Китай не закупил ни одного тягача. Причем, сами китайцы, до этого момента, не могли сделать подобные тягачи. Копировать, конечно копировали, но, это не легковушку скопировать, здесь особые требования, учитывая, какие грузы перевозит такой тягач, так что ничего нормального они сделать не смогли, и до передачи технологий, на свои тягачи, МБР не устанавливали.

-7
-8
-9

Учитывая, что рынок для подобной техники очень мал, только в Индии ещё возят МБР на тягачах, то фактически в недалеком будущем белорусские тягачи станут невостребованными. На гражданке такие машины тоже не очень нужны, у нас их используют для перевозки буровых на севере, а после того, как КАМАЗ полностью освоит их производство и устранит детские болячки, то и закупать их будут у него. Ну, а не получится у КАМАЗа, то БАЗ наступает ему на пятки и наш тягач для крупногабаритов будет в любом случае сделан.

Часть продукции МЗКТ поставляется и в другие страны, но все же основными покупателями были мы и Китай. Сейчас остались только мы, т.к. ремонт шасси МБР требуется постоянно, но, что станет с этим заводом, когда мы переставим ракеты на свои тягачи, большой вопрос.