Найти в Дзене
Твой канал

Таблетке счастья - 25 лет: неофициальная биография Прозака

Ровно 25 лет назад в мире начались продажи препарата прозак. Он стал первым в мире антидепрессантом, который был призван спасать людей от хандры, а еще - он породил колоссальную индустрию лекарственных препаратов, борющихся с «депрессией». Его же многие называют и отцом этой болезни, о которой три десятилетия назад мало кто слышал. Изначально прозак разрабатывали в качестве средства, временно понижающего давление. Но в ходе клинических испытаний лекарства выявился куда более интересный эффект: многим пациентам он заметно повышал настроение. Как сформулировали позже, препарат стабилизировал психическое состояние людей, страдающих легкой формой депрессии. Разработчик лекарства, швейцарская компания Eli Lilly Vostok, тут же изменил маркетинговую стратегию для препарата: его стали называть «таблеткой счастья», лекарством от плохого настроения и суицидальных настроений. Тренд поддержали голливудские звезды, которые стали дружно признаваться в том, что принимают антидепрессанты с целью преод
Оглавление

Ровно 25 лет назад в мире начались продажи препарата прозак. Он стал первым в мире антидепрессантом, который был призван спасать людей от хандры, а еще - он породил колоссальную индустрию лекарственных препаратов, борющихся с «депрессией». Его же многие называют и отцом этой болезни, о которой три десятилетия назад мало кто слышал.

Изначально прозак разрабатывали в качестве средства, временно понижающего давление. Но в ходе клинических испытаний лекарства выявился куда более интересный эффект: многим пациентам он заметно повышал настроение. Как сформулировали позже, препарат стабилизировал психическое состояние людей, страдающих легкой формой депрессии.

Разработчик лекарства, швейцарская компания Eli Lilly Vostok, тут же изменил маркетинговую стратегию для препарата: его стали называть «таблеткой счастья», лекарством от плохого настроения и суицидальных настроений. Тренд поддержали голливудские звезды, которые стали дружно признаваться в том, что принимают антидепрессанты с целью преодоления очередного «жизненного кризиса».

Антидепрессанты - один из наиболее продаваемых типов лекарств в мире, их годовой оборот превышает $ 20 млрд. Рынок постоянно растет. Как и количество психически нездоровых людей.

Нации Прозака

О степени увлеченности новыми таблетками можно судить по произведению писательницы и журналистки Элизабет Вурцель - роману «Нация прозака», который быстро стал бестселлером, а позже и экранизирован. Вурцель долгое время сама принимала прозак и описывала примерно те же симптомы от его длительного употребления, что и большинство других пациентов. В частности, известно, что хотя прозак и заглушает тревогу и душевную боль, через некоторое время он делает человека нечувствительным и к радостным моментам жизни. «Постепенно потребитель прозака превращается в овощ, не способный испытывать вообще какие-либо эмоции», - рассказывала она.

Большинство антидепрессантов - это селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые способны искусственным путем задерживать этот нейромедиатор в мозге как можно дольше, вызывая ощущение эйфории. Многие исследователи считают, что нехватка в мозге именно этого вещества приводит к депрессии и заставляет видеть мир в серо-черных тонах.

Действие прозака со временем приводит к серьезным психическим расстройствам: к препарату привыкают, уровень синтезируемого организмом серотонина падает, и пациент вынужден переходить на другое, подчас гораздо более сильное лекарство. И так происходит почти со всеми антидепрессантами, включая новейшие.

Лекарства рекомендуют регулярно менять: исследования показывают, что 30% препаратов перестают помогать пациентам уже через неделю употребления. Однако есть и другие данные: проведённый в 2008 году эксперимент на кафедре психологии в университете английского города Халл продемонстрировал, что пациенты, страдающие от депрессии, почти так же хорошо реагируют на плацебо, как и на настоящие антидепрессанты. Британские исследователи пришли к выводу, что серьезные лекарства имеет смысл употреблять только людям, которые страдают тяжелой клинической формой депрессии. Тем более, что побочные эффекты от антидепрессантов могут быть крайне тяжёлыми: ухудшение зрения, набор или снижение массы тела, синдром хронической усталости.

Zoloft, Prozac, Paxil и Effexor

Это названия самых популярных сегодня в мире антидепрессантов. Вообще же их ассортимент насчитывает тысячи разных наименований. Антидепрессанты - самый продаваемый тип лекарств в мире, их годовой оборот превышает 20 млрд. долларов. Рынок постоянно растет. Равно как и количество психически нездоровых людей. По данным американских медиков, в США сегодня 25% населения страдает теми или иными психическими расстройствами разной степени тяжести. Серьезному влиянию депрессии подвержено порядка 20% британцев (данные Фонда психического здоровья). 

Доктор Дэвид Хили, один из самых известных психологов Ирландии, утверждает, что антидепрессанты часто приводят к ухудшению настроения и в долгосрочной перспективе могут даже спровоцировать самоубийство. Он также считает, что подобные препараты приводят к росту насилия в тех странах, в которых они популярны. По словам Хили, некоторым людям подобные вещества действительно необходимы, поскольку способны вернуть пациентов к нормальной жизни,- но повальное увлечение антидепрессантами приводит к гораздо более плачевным проблемам, чем принято думать. Особое беспокойство у врача вызывает тот факт, что подобные препараты прописывают гиперактивным детям, которые с возрастом становятся зависимыми от них.

Прозак и его команда оказывают негативное влияние на экологию: проникая из сточных вод в озера и реки, они серьезно изменяют поведение местной фауны. Под действием устойчивых химических соединений рыба начинает вести себя крайне агрессивно, утверждают экологи из Университета Умео, которые опубликовали результаты своих исследований в свежем выпуске Science. Некоторые психологи убеждены, что антидепрессанты способны спровоцировать асоциальное поведение и у принимающих их людей.

Хуже всего то, что антидепрессанты нужно пить только людям, которые страдают от клинической депрессии, а отличить ее от просто затянувшегося плохого настроения психиатры зачастую не могут.

Если все же накрыла хандра

Для начала попробуйте просто почаще есть помидоры. Китайские ученые из Медицинского университета Тяньцзинь опубликовали в Journal of Affective Disorders результаты исследования, согласно которым регулярное (минимум два раза в неделю) употребление томатов способно в два раза сократить вероятность возникновения депрессии.

Насморк на войне?

Где же пряталась депрессия до этого и почему мы практически ничего не слышали о ней в Советском Союзе? Или советским людям депрессия была классово чужда, или срабатывал эффект "насморка на войне": когда семья живет впятером в одной комнате, за едой приходится отстаивать часовые очереди, а в туалет идти со вчерашней газетой, тогда как-то не до депрессии?

Доктор медицинских наук, профессор Борис Положий из Института имени Сербского развеял мои сомнения на этот счет, сказав, что депрессия диагностировалась и в СССР, хотя, по сравнению с западными странами, по статистике депрессивных расстройств регистрировалось меньше, что отчасти связано с традицией отечественной психиатрии, не выделявшей депрессию в рамках другого какого-то психического расстройства.

Однако с конца ХХ века наметилась общемировая тенденция роста числа пациентов с депрессивными расстройствами различной природы – и Россия здесь не исключение, свидетельствует врач.

-2

"Отношение к этому достаточно серьезное, в том числе и к медикаментозному лечению депрессий, - поясняет профессор Положий. – Единственное, на что мы не идем, в отличие от, допустим, Соединенных Штатов, так это мы не рекомендуем врачам общей практики заниматься депрессиями, потому что все-таки назначение антидепрессантов и лечение депрессий – это задача, требующая определенной специализации".

Впрочем, как говорит психиатр, сейчас и в России ратуют за то, чтобы участковый врач мог хотя бы распознать депрессию и направить пациента к специалисту.

"А то, что депрессии остаются нераспознанными, невыявленными – это проблема, потому что, увы, часто исход тяжелой, нелеченой депрессии - это суицид, а в этом отношении наша страна еще не на самом благополучном месте в мире", - говорит психиатр.

История Лены

Живущая в небольшом английском городке Лена пришла к своему семейному врачу накрашенная в боевом "прикиде" и положила перед ним лист бумаги A4 с перечисленными на нем симптомами – ей было трудно вслух говорить о своем состоянии. Доктор отправил ее восвояси, посоветовав бегать ежедневно по часу, что тоже, как ни странно, является одним из способов преодолеть уныние, известных еще со времен Горация, так как при физической нагрузке вырабатываются эндорфины ("гормоны радости").

У Лены не было каких-то сиюминутных причин впасть в депрессию - на поверхности все было не так уж плохо, но она внутренне переживала эмиграцию в Англию, сопровождавшуюся не только ухудшением социального статуса всей семьи, но и финансовыми тяготами, и была недовольна новой работой, где обстановка сложилась не самая приветливая.

"Если совсем плохо, посмотрите в зеркало и увидите, какое у вас выражение лица: уголки рта опущены, глаза полуприкрыты, то есть выражение очень неприятное…"

Лена

С третьего захода Лена добилась назначения антидепрессанта, который с первой же половинной дозы вызвал у нее приступ панической атаки.

"Я пошла на работу и вдруг почувствовала, что со мной что-то происходит: меня затрясло, начался приступ, а я работала с людьми и мне пришлось убежать в комнату для сотрудников", - рассказывает Лена.

Лене дали подышать в пакет – этот метод снятия приступа, наверное, виденный многими в основном в американском кино, основан на том, что человек дышит выдыхаемым им углекислым газом и таким образом уменьшает поступление кислорода (увеличивающего при гипервентиляции стресс и напряжение) в мозг.

"В институте [в Советском Союзе] у меня было четыре года медицины и нам выдали диплом "медсестры гражданской обороны", но вот этого я не знала – что нужно делать в таких случаях", - удивляется моя собеседница.

И врачи, и пациенты подчеркивают, что антидепрессанты - не аспирин, они начинают действовать не сразу, да и воздействие их неодинаково на разных людей, поэтому и препарат, и дозу надо подбирать индивидуально.

"Антидепрессанты в самом начале могут дать очень сильный побочный эффект, поэтому с ними надо быть очень осторожными, - предупреждает Лена. – Потому и происходят самоубийства, и приступы, и разные неприятные вещи, потому что врачи прописывают, как они прописывают всем, но у всех людей разные организмы и разная реакция на медикаменты".

Н., принимавшая антидепрессант короткое время, признает, что таким, как она - людям, которые любят все держать под контролем, быть "в себе" - очень сложно принимать таблетки, от которых зависит твое эмоциональное состояние и владение собой.

"Ты чувствуешь, что ты отдаешь контроль таблетке, и это твою натуру еще больше раздражает", - говорит Н.

Психологические костыли

-3

Бег трусцой может оказаться полезным при борьбе с депрессиями

Лене в конце концов подобрали лекарство, которое она принимает вот уже много лет (тоже начав с меньшей, чем было рекомендовано, дозы) в периоды ухудшения состояния, например, зимой, когда мало солнечного света и трудно заставить себя встать с кровати и пойти на работу.

Считается, что антидепрессанты не вызывают химического привыкания, в отличие от транквилизаторов. Но, может быть, можно говорить о психологической зависимости?

"Скорее всего да, хотя и не на сто процентов, - отвечает профессор Положий, - потому что иногда болезни тоже приспосабливаются к препаратам, вот тогда приходится менять препараты, еще какие-то методы применять".

Больные с тяжелым рецидивирующим течением болезни вынуждены постоянно в небольшой дозе применять антидепрессанты как профилактическое средство, хотя плюсы и минусы такого подхода, как говорит психиатр, по-прежнему активно обсуждаются.

"Нельзя исключать и психологическую подоплеку: человек уже просто боится этого состояния и предпочитает принимать препараты", - говорит психиатр.

С другой стороны, проведенный в 2008 году эксперимент на кафедре психологии в университете английского города Халл показал, что пациенты с депрессией так же хорошо реагировали на таблетку-плацебо, как и те, кто принимал антидепрессанты.

В результате этих исследований ученые под руководством профессора Ирвина Кирша пришли к выводу, что прозак и другие подобные ему антидепрессанты нужны только для больных с тяжелой клинической формой депрессии.