Найти в Дзене
Правовой дневник

ЧП: Эпидемия. Почему не назвать вещи своими именами?

Оглавление

В последнее время, по случаю уверенно шагающего по миру вируса COVID-19 стали популярными сравнения действий властей разных стран в столь экстремальных и непростых условиях.

В адрес российских властей отовсюду звучат упрёки по поводу не объявления в стране режима полноценного "ЧП" и не признания коронавируса общероссийской эпидемией.

Учитывая специфику канала, хотелось бы вкратце осветить правовую основу действий российской власти в период пандемии.

В России эпидемия?

Предлагаю сначала разобраться со "статусом" коронавирусной инфекции в России. Я нередко слышал мнение, что в РФ намеренно не называют COVID-19 эпидемией, чтобы не вводить чрезвычайное положение. Некоторые утверждают, что для объявления в стране эпидемии необходимо, чтобы соответствующей болезнью заразилось не менее 5% населения страны.

"Главным" российским документом, объявляющим "войну" коронавирусной инфекции является Указ Президента РФ от 02 апреля 2020 года о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции. Но никакого определения болезни указ не содержит, ограничиваясь термином "новая коронавирусная инфекция (COVID-19)".

Целью вышеназванного указа, как упомянуто в его преамбуле, является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В России ещё с 1999 года действует
федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который содержит и понятие эпидемии в первой же статье и понятие карантина в статье 31. Согласно данному закону эпидемия - это инфекционное заболевание человека, характеризующееся

  • тяжелым течением,
  • высоким уровнем смертности и инвалидности,
  • быстрым распространением среди населения.

Причём, чтобы считаться заболеванием, способным вызвать эпидемию в нашей стране, инфекция должна находиться в специальном федеральном перечне, куда 31 января 2020 года последним 16-ым пунктом вошла и коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Обращу внимание, что никакого процентного соотношения числа заболевших с количеством числящихся в стране граждан, закон не содержит.

Есть у нас и "ГОСТ Р 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения", принятый ещё в 1995 году, определяющий эпидемию как массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости (пункт 3.2.1).

Учитывая, что заболеваемость COVID-19 в нашей стране до 2020 года не фиксировалась вовсе, думаю, что в каждом регионе, где обнаружился хоть один заболевший новой коронавирусной инфекцией, можно смело говорить о значительном превышении обычно регистрируемого на данной территории уровня людей, подхвативших новый вирус.

Иными словами, в соответствии с российскими законами уже сейчас, COVID-19 является эпидемией, как в регионе, где есть заболевшие, так и по всей стране. То есть в этом отношении с правовой точки зрения, можно сказать, что как старые нормы и правила, так и последние примеры нормотворчества позволяют как регионам, так и всей стране относится к COVID-19 как к полноценной эпидемии без каких-либо оговорок и исключений.

Режим повышенной готовности, режим ЧС, режим ЧП - в чём разница?

Перейдём ко второй части вопроса. Если официально Россия столкнулась с эпидемией, почему в стране не вводят полноценный режим чрезвычайного положения? Зачем вместо него на скорую руку придумывать фактически синонимичные режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации?

Действительно в упомянутом выше указе Президента ни слова про режим ЧП не сказано, вместо этого упоминаются режимы повышенной готовности и ЧС.

Вот тут похвалить российских законотворцев не за что. Формально с 1994 года в России действует федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в котором упоминается и про чрезвычайную ситуацию и про режим повышенной готовности. Но в этот закон наспех 01 апреля текущего года были внесены изменения. Суть изменений сводится, во-первых, к тому, чтобы включить в понятие "чрезвычайная ситуация" распространение заболеваний, представляющих опасность для окружающих (до 01 апреля 2020 года чрезвычайная ситуация могла возникнуть только в результате аварии, катастрофы или стихийного бедствия). Во-вторых, теперь при введении режима чрезвычайной ситуации Правительство РФ наделяется дополнительными полномочиями, например, по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения.

Далее следуют ещё более "сырые" и поспешные изменения в КоАП РФ, ранее не знавший ни о каком режиме повышенной готовности. В частности появилась статья 20.6.1, предусматривающая наказание за нарушение этого режима.

Что же с режимом ЧП, спросите Вы? Про этот режим в России с 2001 года имеется особый не просто федеральный, а федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении", в который по каким-то причинам никакие изменения поспешно не вносятся (последний раз его меняли в июле 2016 года). Конечно федеральный конституционный закон в отличие от обычного ФЗ менять сложнее, но судя по всему, вносить срочные правки из-за коронавируса в этот закон никто и не планирует.

Статья 3 ФКЗ "О ЧП" позволяет ввести чрезвычайное положение (как на территории субъекта, так и по всей стране) в следствие эпидемии. А как мы уже выяснили COVID-19 в России может смело носить этот статус. Чрезвычайное положение в стране вводится указом Президента, в том же порядке, в котором Президент 02 апреля 2020 года ввёл режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьёй 23 ФКЗ "О ЧП" при необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению данной территории с предупреждением о возможности введения особого управления и правил поведения. Вы случайно в последнее время не слышали от Президента ничего подобного?

Статья 11 ФКЗ "О ЧП" перечисляет меры и ограничения, которые применяются при режиме ЧП:

  • установление ограничений на свободу передвижения, а также введение особого режима въезда и выезда;
  • установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;
  • установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций;
  • ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.

Никакие из перечисленных мер не встречались Вам в последнее время на улицах Вашего города?

Волей-неволей, возникают очевидные вопросы:

  • почему, когда по форме и содержанию наша страна столкнулась с эпидемией, которая может служить основанием для введения ЧП, чрезвычайное положение не введено?
  • зачем в спешном порядке включать эпидемию в существовавший ранее только для катастроф и стихийных бедствий режим ЧС?
  • для чего с нуля придумывать ответственность за нарушение режима повышенной готовности, если введя ЧП, можно руководствоваться уже имевшимися положениями КоАП о нарушении режима ЧП (ст. 20.5 КоАП)?
  • почему ограничения, характерные для ЧП сейчас вводятся повсеместно, без объявления чрезвычайного положения, маскируясь термином "режим повышенной готовности"?

У меня нет ответа на эти вопросы. Есть только ссылка на пункт 2 статьи 29 федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении":

"лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий,

  • предоставляются жилые помещения,
  • возмещается причиненный материальный ущерб,
  • оказывается содействие в трудоустройстве и
  • предоставляется необходимая помощь".