Человек в силу своей сущности, не может жить без себе подобных и не может быть полноценным вне человеческого общества.
Из курса обществознания мы знаем, что человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле. По своей сути человек является биосоциальным существом, то есть он является частью природы, но при этом неразрывно связан с обществом. При рождении ребенок может называться человеком лишь с биологической точки зрения, но с социальной – нет, так как он еще не прошел процесс социализации, то есть усвоения культурных норм, традиций и ценностей, необходимых для дальнейшего функционирования в обществе.
Человеку присущи определенные потребности, иными словами – нужда в чем-либо.
Человеческие потребности можно разделить на биологические, социальные и духовные. Под социальными потребностями подразумеваются социальная активность, общение, самореализация в обществе. Эти потребности неразрывно связаны с социальной сущностью человека, благодаря которой мы и стали высшей ступенью развития живых организмов на Земле.
Для дальнейшего существования на планете, человеку просто необходимо объединяться с другими людьми. Только вместе и сообща они могут достигнуть большего. Вспоминая историю происхождения многих цивилизаций и их дальнейшее существование и развитие, мы смело можем утверждать об этом.
Потребности можно условно разделить на три группы:
1. Биологические - (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и т. д.)
2. Социальные - (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и т. д.)
Первые формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существует целый ряд ситуаций, при которых человек не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей.
Анализируя социальные потребности, мы понимаем, что человек не может стать полноценным вне человеческого общества. Изначально люди устроены так, что они становятся членами человеческого сообщества. Они были в руках врача, мамы, в окружении семьи. Жизнь в изоляции от человеческого общества, является ничем иным, как существованием и часто, человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает.
Ярким примером являются так называемые «дети — маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.
Другим не менее показательным примером являются дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу, замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей. У них низкая самооценка, они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит. Действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.