Найти в Дзене
Не Политик

Нас ждёт голод? Нет, пока ещё не нас

Эта статья немного печального характера, так как в новостях, которые были озвучены мировыми СМИ в последние несколько недель почти никто не заметил одну неприятную вещь. Россия, Украина и Белоруссия и ещё некоторые страны ввели ограничения на экспорт разного рода зерновых и других продуктов питания. Я думаю, что эту новость слышали или же читали многие из вас, но прошла она у вас мимоходом, как бы так незаметно. А некоторые даже обрадовались, что какие хорошие у нас правительства, что таким образом пытаются обуздать рост цен в рознице на разного рода продукты питания, а, особенно, на те, что производят из зерновых. Вроде бы всё логично и всё правильно, так как в самом начале коронавирусной эпопеи в магазинах был ажиотажный спрос на продукты питания длительного хранения. Хотя, все мы хорошо понимаем, что при ограничении экспорта избыток той же пшеницы нужно где-то продать на внутреннем рынке. При этом сам по себе внутренний рынок не резиновый и потребить намного больше, чем в прошлом го

Эта статья немного печального характера, так как в новостях, которые были озвучены мировыми СМИ в последние несколько недель почти никто не заметил одну неприятную вещь. Россия, Украина и Белоруссия и ещё некоторые страны ввели ограничения на экспорт разного рода зерновых и других продуктов питания. Я думаю, что эту новость слышали или же читали многие из вас, но прошла она у вас мимоходом, как бы так незаметно. А некоторые даже обрадовались, что какие хорошие у нас правительства, что таким образом пытаются обуздать рост цен в рознице на разного рода продукты питания, а, особенно, на те, что производят из зерновых. Вроде бы всё логично и всё правильно, так как в самом начале коронавирусной эпопеи в магазинах был ажиотажный спрос на продукты питания длительного хранения. Хотя, все мы хорошо понимаем, что при ограничении экспорта избыток той же пшеницы нужно где-то продать на внутреннем рынке. При этом сам по себе внутренний рынок не резиновый и потребить намного больше, чем в прошлом году чисто физически не сможет. В принципе, рост потребления деликатесов при повышении благосостояния населения возможен, но в случае с зерновыми увеличения потребления круп, макаронных и хлебо-булочных изделий ожидать сложно, так как для многих людей эти продукты уже давно составляют основу повседневного рациона. Появляется законный вопрос – куда собираются девать избытки зерна после введения квот на экспорт? Получается, что правительства практически выстрелили своим аграриям в ногу, так как непроданный товар приносит убыток, а с продуктами питания появляются ещё и издержки на длительное хранение или же вообще на сохранение продукта годным к использованию в будущем. Тогда зачем ограничивать экспорт? Программ увеличения экспорта продуктов переработки как-то не слышно, то есть зерновые решили приберечь на чёрный день? Но когда наступит этот чёрный день и по каким причинам? Коронавирус в этом плане упоминать не станем, а попробуем найти более приземлённую и реальную причину таких действий правительств некоторых стран, которые являются мировыми лидерами по экспорту зерновых.

А теперь и о самой причине. Скорее всего, правительства поняли, что в этом году ожидается большой неурожай на большей части территории Украины, частично в России и Белоруссии, а также скорее всего и в Казахстане. Почему я так считаю? Да, потому, что постоянного снежного покрова в этому году почти не было в европейской части России. Украина, за исключением, Карпат, вообще осталась без снега этой зимой. При этом средняя температура воздуха этой зимы во многих местах была выше нуля градусов, что ещё больше усугубляло ситуацию, так как при такой температуре даже та несчастная влага, что находилась в грунте или выпала благодаря редким дождям, большей частью могла испариться в буквальном смысле этого слова. А ведь мы все хорошо знаем, что именно талая вода является тем источником влаги, который питает растущие колоски не только на самой ранней стадии их роста, но и большую часть времени их созревания, так как влага от растаявшего снега ранней весной при избытке уходит на глубину, но по мере высыхания верхней части почвы по капиллярам опять поднимается в верхнюю часть грунта, тем самым питая влагой всё то, что сельхозпроизводители выращивают на полях.

-2

А что мы наблюдаем в этом году? А в этом году в северной части Украины горят леса. Многие бы этого и не знали, но огромные пожары распространились на зону отчуждения в районе пострадавшем от Чернобыльской катастрофы. Пожары даже подходят почти вплотную к самой Чернобыльской АЭС и к заброшенному городу энергетиков Припять. А леса, трава и торфяники же горят не только на севере Украины, но и на примыкающем юге Белоруссии. Такого еще не было, что такие массовые пожары были весной на севере Украины. Юг и центр Украины почти не горят, так как там в принципе и гореть то нечему в степи, сухой травы там мало и почти всё покрыто сельхоз угодьями, которые после бесснежной зимы представляют из себя почти голую и сухую почву. Будь там леса и дикая трава по типу Полесья, то и там бы всё горело.

Кстати, буквально на днях штормовой ветер в той же северной Украине поднял в воздух высохшую почву и обрушил всё это на Киев, который в силу своих размеров явился препятствием для переноса грунта дальше на восток. Это была фактически пылевая буря большого масштаба по типу тех, что происходят в пустынных и полупустынных областях нашей планеты. При этом мы должны помнить, что формирование плодородного слоя почвы – это относительно медленный процесс, то есть, восстановление унесённой ветром почвы займёт не одно десятилетие при благоприятной погоде. Ну, а если климатические условия будут только ухудшаться, то превращение Украины и части России в пустыни или полупустыни – это только дело времени.

Кстати, самая большая песчаная пустыня Европы уже и так находится на юге Украины и называется «Алешковские пески»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8 Такого рода песчаные пустыни есть и вдоль Волги и Дона в России, но только меньшего размера. Очень не хотелось бы, что бы так начала выглядеть вся Украина или же южная часть европейской России.

Алешковские пески на юге Украины (Фото Гаврилюка С.В.)
Алешковские пески на юге Украины (Фото Гаврилюка С.В.)

Давайте вернёмся на Полесье на севре Украины и юг Белоруссии. Историческая справка: украинско-белорусское Полесье еще каких-то лет 30-40 назад было практически сплошным и большим скоплением болот. Именно благодаря этому советские украинские и белорусские партизаны могли на протяжении всего периода немецко-фашисткой оккупации почти безнаказанно действовать в тылу врага. Попробуй пройти с техникой через болотные топи! Немцы просто физически не могли применить технику в борьбе с партизанами, а без техники, после огромных потерь при попытках истребить партизанские отряды, они просто смирились с присутствием партизан в своём тылу. Сейчас партизанам бы пришлось очень туго, так как почти все болота или же высохли сами, или же были осушены в результате мелиорации. А если ещё вспомнить прошлогодние массовые пожары в Сибири, когда горела почти вся Сибирь, то в голову начинают лезть не очень приятные мысли. К тому же горение торфяников вблизи Москвы уже стало почти привычным сезонным явлением. Если все эти факты сопоставить, то пазл складывается почти моментально – климат меняется не в нашу пользу, он становится теплее с более мягкими зимами, но в тоже время климат становится более сухим по отношению к тому, к чему мы привыкли в не таком и далёком прошлом. Раньше снег на большей части европейской части СССР лежал с конца ноября, как минимум, до середины марта, накапливая на протяжении зимы в себе влагу для увлажнения полей и насыщения таких полноводных рек, как Волга, Днепр, Дон, Днестр и другие водой. А что мы наблюдаем сейчас? В прошлом году огромнейшая река Европы Волга местами почти пересохла, то же самое характерно и для более мелких рек. А если бы на реках не было искусственных водохранилищ, то скорее всего многие из наших рек на лето превращались бы в цепочку вытянутых вдоль русла небольших продолговатых озёр, в которых из-за высокой температуры погибала бы рыба и стоял бы смрад от гниющих водорослей и той же рыбы.

-4

В общем, можно предположить, что правительствам России, Украины и Белоруссии стало понятно, что урожай в этом году будет небольшой и его может даже не хватить для внутреннего потребления. Вот, по этой причине и ограничили экспорт зерновых за пределы своих стран. Я всё ещё надеюсь, что мой прогноз ошибочен, но факты вещь упрямая и говорят в пользу того, что будет значительный неурожай в этом году. Для внутреннего потребления продуктов должно хватить с лихвой, но вот на экспорт посылать будет, возможно, почти нечего. Таким образом пострадавшими окажутся те страны, для которых импорт зерновых из республик бывшего СССР был основным источником дешёвого продовольствия, так как именно зерновые являются одним из главных ресурсов для производства самых дешёвых продовольственных продуктов в виде того же хлеба, лепёшек и т.п.. Этими странами являются многие арабские страны, страны Средней Азии, а также частично даже Китай, а в случае с украинским экспортом даже ЕС. Кто сможет восполнить недостаток зерна на мировом рынке? В принципе никто, так как неурожай же будет не только в восточной части Европы, но скорее всего на большей части Европы и, особенно, в южной части западной Европы, где уже почти каждое лето лесные пожары стали привычным явлением в тех же Португалии, Испании, южной части Франции, Италии и Греции, о чём нам хорошо известно из новостей каждое лето уже на протяжении нескольких лет. С наступившим экономическим кризисом надежда на то, что США или Канада смогут восполнить этот пробел, становится все призрачнее. Об Австралии также можно в принципе забыть, так как почти весь этот континент сначала горел, а потом был смыт сильнейшими наводнениями в прошлом году.

-5

Дальше писать не буду, так как статья и так уже получилась длинной, но боюсь, что кадры с истощёнными людьми в Судане или в той же Эфиопии, или Индии станут более привычными и для других более благополучных стран. Начинается эпоха нехватки продовольствия и скорее всего битв за него на планетарном уровне.