Русский Юрмаш
Русский Юрмаш (башк. Урыҫ-Юрмаш) — село в Уфимском районе Башкортостана, административный центр Русско-Юрмашского сельсовета.
Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — русские (65 %).
Артём Ерыкалин 11 окт 2011 в 13:31
История села Русский Юрмаш...
Село Русский Юрмаш было основано в XVIII веке, во времена царствования Екатерины II. Существует оно более двухсот лет.
Вторая половина XVIII века характеризуется разложением крепостного хозяйства России. Начинают расти крупные мануфактурные предприятия. На казенных и дворянских мануфактурах работали наемные рабочие. Одни крестьяне разорялись, не могли уже вести самостоятельно свое хозяйство, уходили на заработки в города. Их называли отходниками. Другие богатели, расширяли хозяйство, поставляли продукты на рынок, заводили мелкие мастерские или даже мануфактуры. Широко распространялась торговля крепостными крестьянами. Но крестьяне хотели жить без барина, хозяйствовать самостоятельно, владеть землей.
Во II половине XVIII века на Мишиной горе появились беженцы. Они поселились на «свободной башкирской земле». Гора носила имя первого поселенца. Вокруг был густой лес. Под горой протекала Юрмашка. Название Юрмашка в переводе на русский язык означало «речка». Среди беженцев были не только русские но и татары. Так наше село стало называться Юрмаш. Со временем татары и русские образовали два поселения. Юрмаш разделился на русский и татарский.
Самая древняя фамилия в Русском Юрмаше – Разбежкины. Эта фамилия не только древняя, но и самая распространенная. Она произошла от слова «разбег».
Крестьяне-припущеники села Юрмаш за пользование землей выплатили выкуп башкирам-вотчинникам. Так юрмашские крестьяне стали владельцами земли. «Купчая» хранилась у старосты Гурьянова, но вскоре была затеряна. В период реформы 1861 года землю отбирают, а на душу нарезают по 4,5 десятины. Остальная земля отходит в пользу государства. А на помещичье имение приходилось по 2357 десятин.
Главным занятием жителей села Юрмаш было земледелие и скотоводство.
В начале 1891 года все общество Русского Юрмаша начало постройку церкви. Ее строили 12 лет. Закончили в 1903 году. После революции в этом здании находился Русско-Юрмашский Дом культуры, клуб. А в 1992 году вновь была восстановлена церковь.
Наше село относилось к Нагаевской волости Уфимского уезда.
В 1929 году был основан колхоз «Путь Ильича», а в 1991 году преобразован в совхоз «Энергетик». Первым председателем колхоза была с 1930-1934 год Разбежкина Пелагея Михайловна.
Великая Отечественная война стала большим испытанием для жителей нашего села. Более трехсот мужчин ушли на фронт. Ушедших на фронт заменили женщины. В суровые военные годы колхоз вновь возглавила Разбежкина П. М. Война закончилась. Из трехсот человек 186 не вернулось домой. Они отдали свою жизнь за Родину. В школьном парке, в память погибшим воинам воздвигнут памятник, за которым постоянно ухаживают ученики.
Гордостью нашего села является двухэтажное здание школы. Она была основана в 1895 году. Размещалась школа в простой деревенской избе. А в 1904 году построено типовое здание, называлось оно церковно-приходской школой. Здесь изучали грамматику, арифметику, часослов, закон Божий. Первой учительницей была Малиновкина Людмила Алексеевна, которая проработала в школе 25 лет. В 1961 году было построено двухэтажное здание школы. С 2004 года, после капитального ремонта, школа становится современной и уютной. В настоящее время в ней обучается 150 учеников.
Сейчас капитальный ремонт проводится в детском саду.
Наше село преображается с каждым днем. Дома на улицах растут «как грибы». Все больше городских жителей перебираются в «райский уголок», где легко дышится, поют птицы, журчит река Юрмашка.
Убеждены, что у Русского Юрмаша не только большое прошлое, но и великое будущее.
Юрмаш
История деревни Юрмаш.
Деревня расположена была около озера Суккайын, где росли густые березы. А раньше и деревня называлась Суккайын, суда люди переехали из деревни Старо Таишево. Первыми жителями были Салаватов Хадият и Мунасипов Ямалетдин.
За горой Уклыкая есть две полянки одна называется Бала Юрмаш, вторая – Оло-Юрмаш. От имен этих полян стали называть деревню Юрмаш. Озеро Суккайын и сейчас есть, но слишком мелко. Только нет того леса, а тех берез теперьможно увидеть на кладбище.
Сначала в деревне было около 60-70 домов. Народ сеял пшеницу, делал лопаты, миски, соху, плуг, занимались бортничеством, скотоводством. А в 1925-26 г.г. организуется колхоз «Юрмаш». Первым председателем был Мунасипов Бахтегарей, но его в 1932 г. убивают кулаки. Самыми первыми активистами были Шафиевы: Янмырза, Баймырза, Бадретдин, Мухаметдин. Вторым председателем становится Юмагулов Мирсаит. После него из далека приезжает, некий Нириев, но долго не работает.
Когда началась Великая Отечественная война самые отважные мужчины деревни уходят на войну, вот они: Абдрахманов Ахмадулла, Байшугуров Абубакир и Муталлап, Киекбаев Шайхетдин, Кадыргулов Габит, Мустафин Тайып и Мударис, Кинзябулатов Мухаматулла, Саньяпов Шакирьян, Шамсутдинов Миннулла и Файзрахман, Шафиевы Хамит, Янмырза, Баймырза, Шайхетдин, Абдрахманоы Ахмадулла и Зиннур, Байшугуров Самигулла, Галиакбаров Ибат, Кинзябулатов Зиннатулла, Кадыргулов Заки, Монасипов Тагир и Гифиат, Хабибуллин Зиннур, Сафин Мансур, Сайфуллин Гариф, Юмагулов Акрам, Альмухаметов Гарифулла, Сурагулов Абдрахман, Никифиров Давид, Салаватов Хавдият, Асылбаев Галлямша, Саньяпов Сабирьян, Юлдашев Агзам.
В деревне Юрмаш проживают и башкиры и чуваши. Есть начальная школа, где дети и чуваш и башкир обучаются на башкирском языке
В деревне народ хранил и передал будущему поколению свои народные обычаи. Например Аниса абей мастерица – паласов, валенок – Шамсутдинов Зульфар агай, и Салаватов Айдар, умелыми рукми славились Кадыргулов Тимерьян, Гайнуллин Саитгали, Сайфуллин Рамазан. У них отцы и дедушки мастерами на все руки.
Около Юрмаша течет река Зилим, через нее встречает белыми скалами Акташ. У лесов и полей есть красивые имена: полянка «Ос кабан», «Балеморон», «Акташасты», «Салям», «Озон ятыу».
Федоровка
История села Федоровка
"По преданиям старожилов Федоровка-1 образовалась группой переселенцев, потомки которых имели фамилии Алексей и Дмитрий Ивановичи Федоровы, а по обычаю у всех народов, название поселению давали по фамилии предводителя или по имени. В 1760 году в д. Федоровка числится 17 дворов. В 1785 г. это владения ясашных из мордвы новокрещенных удельного имения крестьян числится уже 37 дворов. Селение расположено по обе стороны реки Балыклы. Занимались выращиванием ржи и овса, сеять пшеницу нужно было только на хорошо удобренные земли. Разводили скот.
Федоровка – 2. Её образовали позже братья Даниловы, старшего из которых звали Федором. Поселение получило название по имени старшего брата Федора, что было вполне распространенным правилом и традицией патриархальной жизни – старший брат в отсутствии отца пользовался правами главы. Позднее фамилию Даниловых они поменяли на фамилию Асабин.
По дошедшим до наших дней преданиям, к моменту появления здесь первых поселенцев в низине простиралось озеро с кристально чистой водой с изобилием в нем рыбы.
Молва о сказочно обильной местности уходила далеко и в первую очередь привлекла внимание людей мордовской национальности. Федоровка является исконно мордовским селением. Люди были глубоко верующими. Даже оказавшись в такой глуши, они четко исполняли религиозные обряды. Первую церковь они построили только в 1830 году, а до этого ритуал моления проводили на околице в двух местах.
В 1876 году построена церковно-приходская школа. А с 1884 по 1889 годы на пожертвования населения построили вторую церковь, которая сегодня вновь действует. (www.fedormcb.ru)"
* * *
Сельское поселение Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан граничит с сельскими поселениями: Теняевский сельский совет, Верхнеяушевский сельских совет, Каралачикский сельский совет, Дедовский сельский совет, Гончаровский сельский совет.
В Федоровский сельсовет входят 6 населенных пунктов, население составляет 4749 человек: село Федоровка – 3973 чел., село Акбулатово – 304 чел., деревня Гавриловка – 24 чел., село Кузьминовка – 434 чел., деревня Маганевка – 3 чел., хутор Улядаровка – 11 чел.
Сельские советы образовались после революции 1917 году. Назывались они воинсполкомами. Сход граждан выбирал совет. Одним из первых избранников был Григорьев Фоха Петрович. Началась гражданская война и он погиб недалеко от села Шарлык Оренбургской области.
Сельское поселение Федоровский сельсовет образовалось в селе Федоровка в 1926 году.
Советы – организации способствующие установлению новой жизни. Позже председателями работали Афанасьев Ф.А., Барышников Архип Васильевич, Барышникова Татьяна Ивановна, Падимов Григорий Николаевич.
Исаково
Исаково — деревня в Уфимском районе Башкортостана, относится к Русско-Юрмашскому сельсовету.По данным на 1999 год, в деревне проживало 47 человек, преобладающая национальность — русские.Деревня Исаково расположено рядом с автомагистралью М5. На востоку граничит с деревней Бурцево.В деревне две улицы: Трактовая и Фермерская.
Жилино
Жилино — деревня в составе городского округа город Уфа, находящаяся в Нагаевском сельсовете, подчинённом Октябрьскому району. В 1992 году четыре населённых пункта Нагаевского сельсовета Нагаево, Жилино, Зинино и Кордон вошли в подчинение Уфимского горсовета. С открытием в 2008 году нового моста через реку Белую началось их стремительное развитие. Сегодня территория активно застраивается.
Зинино
Зи́нино — посёлок в составе городского округа город Уфа, находящаяся в Нагаевском сельсовете, подчинённом Октябрьскому району.
История
В 1992 году четыре населённых пункта Нагаевского сельсовета Нагаево, Жилино, Зинино и Кордон вошли в подчинение Уфимского горсовета. С открытием в 2008 году нового моста через реку Белую началось их стремительное развитие. Сегодня территория активно застраивается.
Жуково
Жуково (башк. Жуков) — село в Уфимском районе Башкортостана, административный центр Жуковского сельсовета.
История
В мае 1841 года инспектором Оренбургской врачебной управы, уфимский доктор Григорий Петрович Рязанцев (Резанцев) купил имение в Жуково с 860 десятинами земли. Её размеры в июне 1862 года указывались следующим образом: «по продолжению городьбы господской усадьбы» и до речушки Чермышки, а далее «до городьбы господского коноплянника».
в 1861 году в Жуково было 273 крепостных крестьян обоего пола. В 1863 году Г. П. Резанцев перевёл крестьян на выкуп за 17 040 рублей.
Авдон
Авдон (башк. Авдон) — село в Уфимском районе Башкортостана, административный центр Авдонского сельсовета. Кроме вкусной и нужной продукции (фото с сайта птицефабрики), Авдон знаменит своей историей, частичку которой предлагаю любителям старины.
Возникновение деревни восходит к концу XVIII столетия. На карте 1755 года (ниже) на дороге от Жуково до Нурлино ещё никаких поселений не указано.
В сборнике «Река времени. 2016» (на моём сайте) историк Б.А. Азнабаев немного затронул судьбу Авдона. На 1814 год владельцем сельца Авдон были надворный советник Пётр Степанович Ефтюгин с супругой Анной Ефимовной (?). Первых крепостных крестьян он купил в 1809 году, сюда переселялись семьи из разных мест, включая Симбирскую губернию.
Однако, по материалам Генерального межевания, первого измерения земель в нашем крае, проводившемся на рубеже XVIII – XIX столетий, поместье записано как хутор Мендиярский, Бекчурино тож, и Авдотин, Шушляев тож, совместное владение советника Мидияра Михайловича Бикчурина и надворной советницы Надежды Петровны Ребелинской (9 дворов, 63 жителя, 1844 десятин / гектаров земли).
Посмотрим карты Генерального межевания. На первой к северу от деревни Жуково (Знаменки) за речкой Чермышкой действительно показан хутор Авдотьин, Шушляев тож.
А к северу от Авдона и западнее лежали два хутора Бекчурина, Мендияровские. На месте первого ныне расположена Авдонская птицефабрика.
Название Авдотьин хутор (Шушляев) свидетельствует, вероятно, о более ранних владельцах этой земли. Можно предположить, что само имя Авдон – сокращение от Авдо(тьи)н хутор. Термин «хутор» говорит о совсем маленьком поселении.
Авдон – земля историческая! Из знатного татарского рода вышел известный дипломат и государственный деятель Мендияр Бекчурин, отчество записывал на русский лад «Михайлович». Его племянником был просветитель Мирсалих Мирсалимович Бекчурин.
Служил в Уфе, на 1793 год надворный советник Мендияр Михайлович Бекчурин занимал должность председателя первого департамента Верхней расправы. Бекчурин был судьёй.
Верхняя расправа – судебное учреждение для однодворцев (мелких дворян) и государственных крестьян, существовала с 1775 по 1796 годы. В то время в Уфе только два татарских чиновника (мусульмане) занимали столь высокие должности: Бекчурин и Юсуп Алкин.
Биография Мендияра Бекчурина (около 1740–1821) есть в интернете. Отличился на дипломатическом поприще, вёл переговоры с казахами, Бухарой, Хивой. Считается, его рукописный «Перевод слов на башкирский язык» (1781 год) является первым словарём башкирского языка. Автор «Русско-арабско-персидско-мещеряцко-киргизско-хивинско-бухарского глоссария» и других работ.
На 1796 год известно: «Медияр Михайлов Бекчуринов 48 (лет). Женат на татарских дочерях Хабибе Аптикеевой, Халимзян Юнусовой. Дети Александр 20, Софья 19, Татьяна 17 в замужстве, Настасья 8. За ним крестьян не имеется. Живет в Уфе. Надворный советник. Сын Александр переводчик. Служит по Уфимскому наместничеству в гражданской службе».
Вот такой учёный человек приезжал отдыхать на свои хутора в окрестностях Авдона. Пофантазируем, как сидевшего за письменным столом Мендияра Бикчурина звали: سيد (господин), яичница подана, извольте идти кушать…
Сейчас на упаковках яиц любят указывать, что они халяльные. Можно добавить, кто любил полакомиться свеженькой яишницей. Кстати, не обязательно куриной.
Литератор и востоковед М.М. Бекчурин был не единственный историк в авдонских краях. Хозяин сельца Пётр Степанович Ефтюгин был страстным любителем старины, входил в уфимский кружок собирателей древностей, наверняка, любил ездить в гости в соседнее Юматово, где сыном тамошнего помещика был один из первых местных историков и краеведов Василий Степанович Юматов (ищи «историческую картинку» про Юматово).
Именно авдонский барин хранил у себя «Уфимский летописец», нашу уфимскую летопись, которую составляли здешние любители старины с начала XVIII столетия. Сам добавлял туда информацию. И не только.
В Авдоне двести лет назад сочиняли стихи.
В конце 1812 года Пётр Степанович Ефтюгин, как пришла в Уфу весть об изгнании француза из белокаменной, выводил гусиным пером:
«Москва, верх счастья быстротечну, куда забрёл Наполеон,
С неё путь иностранцу в преисподню безконечну;
Лети, твой там устроен трон!
Иль думал ты, здесь прусаки,
А нет, мусье, живут в ней русаки…»
Да, вирши любительские, зато от чистого сердца! Автор, извиняясь за нескладные рифмы, добавил:
«Не осуди, почтеннейший читатель, я не судь стихов изваятель, не всеобщую пословицу являю бытом, куда лишь конь с копытом мчится, туда и рак с клешнёй тащится. Покорный хлопчишко П.С.» (то бишь, Пётр Степанович Ефтюгин).
Неблагодарные потомки забыли затем об авдонском историке, лишь недавно имя сего славного обитателя авдонских нив и пажитей возвратилось из тумана забвения.
В уфимском издательстве «Китап» в 2014 году вышла книжечка «У истоков уфаведения», где опубликовали часть летописи, сохранённой и дополненной Петром Степановичем Ефтюгиным (читайте сборники «Река времени»).
И хотя имя славного авдонского историка по безграмотности в китаповской продукции не назвали, это Его труд, составленный около 1829 года. Труд авдонского барина Петра Степановича Ефтюгина не пропал, следующее поколение уфимских краеведов: В.С. Юматов и М.М. Ребелинский продолжили дело.
Само же сельцо Авдон ещё долгие десятилетия носило второе имя – Ефтюгино. Известно, что вдова титулярная советница Анна Семёновна Ефтюгина скончалась «от старости» 29 августа 1844 года в возрасте 77 лет. В Уфе жили родственники Ефтюгины.
Но Авдон унаследовала дочь П.С. Ефтюгина Надежда Петровна, бывшая замужем за Михаилом Семёновичем Ребелинским.
От матери, Надежды Петровны, урождённой Ефтюгиной, в первом браке Ребелинской (муж скоро умер, остался сынок Миша), а во втором браке Фомичёвой, имение к середине XIX века унаследовал сын – гвардейский штаб-ротмистр Михаил Михайлович Ребелинский.
На моём сайте открой, Уважаемый Читатель, сборник «Река времени. 2014» и перечти… нет, не «Женитьбу» Фигаро, а статью краеведа Я.С. Свице о М.М. Ребелинском. Вот кто обозревал авдонские поля и леса. С лихого коня!
Точно с коня? Точно. Юнкер Ингерманландского гусарского полка, казак, затем гвардейская кавалерия, в отставку вышел генерал-майором. А от деда, Петра Степановича Ефтюгина, унаследовал литературный талант.
Но, согласимся, скучновато всё-таки было в деревне лихому вояке, продал он свой Авдон и уехал… Куда? Да, конечно, в Северную Пальмиру!
Есть в Санкт-Петербурге улица Миллионная. Начинается у самого Зимнего Дворца. Об ней имеется даже отдельная статья в Википедии (откуда фото).
Уж такая знаменитая улица, что по всей России называли улицы Миллионными, даже в Уфе, сам на ней проживаю (правда, имя улицы не сохранилось).
А на питерской Миллионной кто только не жил! Дух захватывает, читая ну очень большую статью в Википедии. Минуем Мраморный дворец и останавливаемся у дома № 9.
В авдонском доме культуры случайно не исполняют произведения композитора Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825)? Нет? А зря. Портрет из Википедии:
Именно в доме № 9 композитор жил и здесь же скончался, владельцы затем менялись, одно время даже располагалось посольство Португалии, а «в начале XX века участок принадлежал чиновникам Александру Михайловичу и Владимиру Николаевичу Рембелинским».
Авдонский барин купил буквально в двух шагах от Зимнего, будете в Питере – пренепременно прогуляйтесь, этот дом, который затем перешёл к его потомкам.
В столице на польский лад он переиначил свою фамилию с добавлением буквы «м»: Рембелинский, так благородней, как у шляхтича, хотя уфимские Ребелинские происходили из «жеребячьего» сословия, из поповичей.
Но коварен хладный воздух невских вод, в семье Ребелинских бушевала… чахотка. Умирали дети. Спасая их, отец, отставной генерал-майор Михаил Михайлович Рембелинский увозит часть семьи в Уфу, где, без всякого сомнения, лечились кумысом.
Но рок судьбы не изменить. 3 августа 1888 года в возрасте 72 лет скончался генерал М.М. Рембелинский, отпевали в Успенской церкви Уфы.
Где похоронили, не знаю, видимо, в Уфе на Старо-Ивановском кладбище (ныне парк Якутова). Хотя в Авдоне уже стояла Сергиевская церковь.
И 30 июня 1910 года священник Ипполит Ардашев с псаломщиком Владимиром Красноярским обошли Сергиевскую церковь Авдона и переписали могилы похороненных в ограде храма. Их было всего три:
1. «Здесь покоится прах священнической жена Елизаветы Дионисьевны Ардашевой, 50 л., умершей от тяжкой болезни 1909 г. сентября 5 дня. Мир праху твоему, милая жена и любящая мать. Прощай и прости нас. Вечная тебе память».
2. «Здесь покоится тело псаломщика сей церкви Иоанна Ипполитовича Ардашева, 23 лет, варварски убитого 9 декабря 1906 г. Мир праху твоему, почтительный сын, милый муж и добрый брат. Господь Бог да ниспошлет тебе, дорогой наш страдалец венец мученический. Вечная тебе память».
3. «Здесь покоится прах Михаила Павловича Кропачева, родился 6 января 1834 г., скончался 26 мая 1896 года». Уфимский 2-й гильдии купец. Остальных хоронили на деревенском кладбище.
Не знаю, но вполне вероятно, генерал-майор Михаил Михайлович Рембелинский приезжал в свой бывший Авдон, стоял у храма, вспоминал…
Времени утекло уже не мало. Купила Авдон губернская секретарша Надежда Васильевна Фёдорова, урождённая тоже Ребелинская. Родственница.
На 1861 год село Авдон (Евтюгино) состояло из 33 дворов, проживало 208 человек. Строился храм, управляла имением сама помещица. Но дворовые не указаны, значит, постоянной, обитаемой барской усадьбы в Авдоне не имелось.
В 1863 году бывшие крепостные Авдона (89 ревизских душ) перешли на выкуп за 10 680 рублей, которые казна выдала барыне, а мужики потом долгие годы по частям выплачивали задолженность.
«Дворовых при сельце Авдоне во все нет», сообщалось в уставной грамоте. Но стоял винокуренный завод, какой-то комплекс хозяйственных и жилых строений имелся. Указывалось в 1862 году, что два крестьянских двора «отстоят от господской усадьбы» слишком близко, а «находящийся при господской усадьбе водопой в колодезе, в саду под горою» остаётся за помещицей. Авдонцы, поняли географию?
В Авдоне находился производственный комплекс. Сейчас здесь выпускают… закуску, а тогда в Авдоне гнали из хлеба спирт. Авдоновский винокуренный завод дымил с размахом. Рекордные показатели были в 1867 году – выкурили 26 722 ведра спирта на общую сумму в 74 812 рублей. Ведро равнялось 1/40 бочки или 12,3 литра. В 1868 году Авдон выдал «на гора» 23 739 ведра, доходы были большие, но в 1869 году случился пожар. Сгорел заводик.
Семья хозяев поместья и завода была очень богатая, муж успешный администратор и предприниматель, но внезапно скончался в 1877 году. Супруга не надолго пережила его, 24 января 1884 года в возрасте 52 лет Надежда Васильевна Фёдорова умерла. Имение продали. Карта 1910-х годов:
Часть земель ушла мужикам, другая новым хозяевам. На 1912 год возле Авдона в Казанской волости Уфимского уезда лежали владения купца М.А. Лаптева (381 десятина почти одного леса, в том числе усадьба на площади в 3 десятины / гектара), А.П. Молявина (27 дес., усадьба – 2 дес.), дворянина М.М. Филимонова (104 дес. тоже в основном леса, усадьба – 6 десятин). Хозяйство практически никто не вёл. Большие усадьбы, в состав которых обычно включали выгоны, почему площади значительные, возможно, являли собой просто загородные дачи.
Как возле Шемяка. О нём говорилось в предыдущих «картинках», после чего замечательный краевед Т. Тарасова милостиво прислала мне фото дачи Слотовых, которую любезный Читатель может восхищённо лицезреть:
Въезжая в Авдон сто лет назад, издалека была видна маковка местного храма. Его история тоже необычна.
А храм в Авдоне появился в 1861 году. В Уфе на самом въезде в город на улице Ильинской возвышалась Пророко-Ильинская деревянная церковь, сейчас тут на улице Валиди сидят риэлторы (дом № 64).
Рядом с конца 1840-х годов возводился новый каменный храм также во имя Пророка Илии и когда 17 октября 1861 года Преосвященный Филарет, Епископ Уфимский и Мензелинский освятил главный престол, встал вопрос, что делать со старой деревянной церковью?
Краевед Руф Игнатьев сообщает: «После освящения нынешней каменной церкви сломана деревянная церковь Св. Илии и отдана в село Авдон, Уфимского уезда, где и освящена во имя Св. Сергия Родонежского Чудотворца».
Разборку, перевозку и сборку на новом месте церкви оплатил помещик Сергей Николаевич Фёдоров, муж авдоновской хозяйки.
Наверное, когда мужики собирали деревянный храм, вздыхали, старая древесина, долго не простоит. Действительно, в Авдоне оказалась одна из самых древних, знаменитых и уникальных церквей Уфы – Ильинская, существовавшая с 1720 года. Руф Игнатьев добавлял: она «сохранилась не смотря на частые пожары, от которых выгорел город, как например в особенности в 1759 и 1816 годах».
В этой церкви хранились древнейшие иконы «Св. Пророка Илии и Св. мучен. Флора и Лавра», чтимые народом, а также Евангелие, «напечатанное в Москве, при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Иосифе и подаренное в 1678 году Уфимским Протопопом Ионовым» сему храму. Иконы и евангелие в Авдон, естественно, не отдали.
Ильинская церковь стояла на подъёме в гору, на одной из главных дорог, что шли с южной (Ногайской, Оренбургской) переправы. Храм видел всю уфимскую историю, но отличился в пугачёвщину.
Когда в конце 1773 года боевики осадили Уфу, именно Ильинская церковь была самим высоким городским строением. Верхние ярусы колокольни главного храма – Богородицкого (Смоленского) собора были разобраны. И только Ильинская церковь открывала панораму зауфимских далей.
Руф Гаврилович Игнатьев в середине XIX века услышал странную легенду, что, когда боевики шли на штурм Уфы, против них стоял ангел или небесный воин, защищавший святой град. Исследователь, конечно, стал искать рациональное зерно мифа и выяснил, что во время приступов, священник Ильинской церкви забирался на колокольню и смотрел сверху на происходящее, как с пляжа Солнечного толпа боевиков пыталась переправиться по замёрзшему льду Белой.
В Авдоне у духовенства имелось своё жильё, но земли не было. В начале XX века храм перестроили, в 1900 году крестьянин Иван Леонтьевич Антипин «пожертвовал в новостроящуюся церковь в с. Авдоне Уфимского уезда колокол в 129 пудов стоимостью 2400 р. и денег 500 р. на постройку церкви».
И это только небольшая часть истории Авдона. А Вы говорите: яйца. Неделю отдыхаем, встречаемся в Алкино.
Михаил Роднов, доктор исторических наук
Сергеевка
Сергеевка (башк. Сергеевка) — деревня в Уфимском районе Башкортостана, входит в состав Жуковского сельсовета.
На правом берегу р. Белая на карте 1786 г. показана д. Ташево, которая позже была названа Сергеевка (Сергушкино). Название — от антропонима, по имени основателя деревни hаргай (правильнее было бы назвать ее по-русски Саргаево). Возникла в середине XVIII в. Это одна из деревень, переведенных из ведомства Оренбургского в Стерлитамакский уезд. Известны сыновья основателя деревни Саргая. Это 1739 года рождения Янсура (его сын Алтынса), Табудды (его дети Аллаберды, Ярмакай) Саргаевы. Был и хутор под названием Саргаево с 4 дворами, где жили 17 человек.
К 1795 г. в деревне было 22 двора, в них жили 198 человек. Через 64 года по X ревизии в ней насчитывался 531 человек в 75 дворах. В 1920 г. дворов стало больше (114), но количество жителей уменьшилось до 510 человек.
На 353 человека засевали озимого хлеба — 288, ярового — 864 пуда. Если хлебопашество находилось на начальной стадии развития, то скотоводство сохраняло полукочевой характер. На жителей, живущих в 62 дворах, приходилось лошадей — 650, крупного рогатого скота — 610, овец — 167, коз — 80 голов; 100 ульев.
Ветошкино
Информации в интернете не нашел
Ушаково
Ушаково (башк. Ушаков) — деревня в Уфимском районе Башкортостана, входит в состав Николаевского сельсовета. Национальный состав
Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — русские (80 %).
Географическое положение
Расстояние до:
районного центра (Уфа): 20 км,
центра сельсовета (Николаевка): 3 км,
ближайшей ж/д станции (Уфа): 20 км.
Николаевка
Никола́евка (башк. Николаевка) — деревня в Уфимском районе Башкортостана, административный центр Николаевского сельсовета. Согласно переписи 2002 года, преобладающие национальности — русские (53 %), татары (30 %).
Описание
Использована работа Копсова Юрия Николаевича, МБОУ СОШ с. Николаевка
История села Николаевка
В дореволюционное время территория, которую сейчас занимает Башкирия, славилась своими просторами. Башкиры, имевшие землю, занимались ее продажей, причем относительно по дешевой цене.
Это привлекло внимание крестьян центральных губерний.
В 1845 году в Башкирию приехали два ходока: Семенов Николай и Свистунов Сергей, которые и закупили у Муртазинских башкир 5 тысяч десятин земли по 3 рубля за десятину.
В 1846 году из Курской, Тамбовской, Орловской и других губерний в Башкирию потянулись переселенцы.
Закупленные земли разделили на две части по 2,5 тысячи десятин в каждой и основали Николаевку – именем Семенова Николая, Сергеевку – именем Свистунова Сергея. Переселенцы в основном состояли из зажиточных крестьян.
В первое время переселенцы столкнулись с трудностями при постройке домов. Строевой лес был за 30-35 километров в Стерлибашевском лесу и стоил очень дорого.
Строили избушки 3х4 или 4х5. В 1866 году приехал новый ходок Тарасов Александр. Он купил тысячу десятин земли и образовал новую деревню Александровка.
Николаевская волость образовалась в 1911 году. В состав волости входили следующие селения: Николаевка, Сергеевка, Александровка, Ново-Григорьевка, Васильевка, Тюрюшля, Покровка, Озерки, Фоминка, хутор Орлов, Саратовка, село Максимовка, хутор Свистунов, поселок Саратовский, Яблуновка, Волынка. По данным 1911 года в Николаевскую волость входило 608 хозяйств с населением 4355 человек. 3656 лошадей – 6 лошадей на одно хозяйство, 1433 коровы, овец – 11451, свиней – 830. 34 хозяйства не имели лошадей.
Посевная площадь составляла 22442 га.
Пшеницы – 6652 десятин; Ржи – 3312 десятин; Овса – 3571 десятин; Подсолнуха – 3301; Проса – 3202 десятин; Гречихи – 2504 десятин. 13 хозяйств не имели посевной площади.
В 1884 году в селе Николаевка открылась церковь и церковно-приходская школа, строившиеся на добровольные пожертвования кулаков и зажиточных крестьян, а так же за счет обязательного обложения крестьян.
Сельская церковно- приходская школа была доступна всем и только дети кулаков и зажиточных крестьян имели доступ в городские средние и высшие учебные заведения.
Школа ютилась в маленьком здании для одного класса на 20-25 человек, а другие классы размещались в нанятых у крестьян помещениях, в 1911 году было построено здание для школы.
Библиотека была только при школе с небольшим количеством книг, а других учреждений в селе не было. Газеты и журналы выписывали только богатые люди.
В 1886 году в селе был открыт базар, на котором производилась продажа и покупка товара, продуктов, скота, а также заключались словесные и письменные договоры по временному найму батраков на период уборки урожая и тут же по договорам выдавались задатки, как деньгами так и продуктами, товаром.
В 1893 году была открыта больница, которая просуществовала до 1912 года. Медицинские работники – фельдшер Прокофьев и его жена Ольга. Лечение производилось за плату и подачки (гусями, курами и даже баранами). В 1912 году больницу перевели в Бугуруслан.
В России свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. На II съезде Советов 25 октября были приняты декреты о Земле, о мире и провозглашен лозунг «Вся власть Советам». В конце ноября 1917 года в селе Николаевка был избран новый состав Волостного Совета. Волостной Совет первого созыва за короткий срок провел определенную работу. Земля была отобрана у кулаков и распределена между безземельными крестьянами и были изысканы средства на содержание аппарата Волсовета, школы, больницы путем обложения кулаков и зажиточных крестьян и сумма обложения колебалась от 2 до 30 тысяч рублей с хозяйства.
Сегодняшняя Николаевка вроде ничем не отличается от других колхозных сел: добротные дома под разноцветными профнастилами; в стороне расположились кирпичные здания молочной и свиноводческой ферм, машинный двор. Село в основном тихое, если не считать шума автомобилей, проносяшихся по асфальтовой дороге Стерлитамак - Стерлибашево, разделяющей его на две части.
Но было время, когда оно являлось центром бурных событий. Николаевская земля, наверное, и сейчас помнит удары копыт разгоряченных коней, их ржание, звуки выстрелов, свист пуль…
Население.
Численность населения с. Николаевка (на 1. 01 2010 года) – 820 человек. Средняя плотность населения – 12 чел/км2. Проанализировали динамику численности населения с 1990 года. До 2001 года селу присуще стабильное увеличение численности населения с 607 до 823 человек. Но за 2001, 2002 гг. численность населения села уменьшилась до 804 человек, а в 2004 году составила 820 человек.
До 1991 г. и в 1992г. в селе наблюдается естественная прибыль населения. Но с 1991 по 2009 годы (исключая 1998 (+6) и 2000 (+4) гг.) присутствует естественная убыль численности населения, т.е. рождаемость снизилась, смертность увеличилась.
Причины снижения рождаемости в основном те же, что и в целом по стране. Но можно назвать и одну из специфических причин, это то, что село расположено близко к городу, через него проходит автомобильная трасса, поэтому много молодых людей уезжает из села в город, что сказывается на низкой рождаемости.
Проанализировав показатели динамики общей численности населения, естественного прироста и сальдо миграции, мы сделали вывод, что общая численность населения в последние годы увеличивается благодаря миграционным процессам, т.к. число прибывших превышает число выбывших.
Проанализировав ситуацию миграций за последние 17 лет, мы сделали вывод, что наибольший приток наблюдался в 1991 – 1993 гг. и в 1995- 1998 гг. Именно в эти годы увеличился поток переселенцев из стран Ближнего Зарубежья – государств Средней Азии: Казахстана, Туркменистана, Таджикистана. Нужно отметить большой миграционный поток по направлению «город-село», а именно из города Стерлитамака. Причины: 1) близость села к городу; 2) автомобильная трасса республиканского значения проходит через село; 3) свежий воздух; 4) желание иметь участок земли, расположенный рядом с домом; 5) наличие объектов социально – культурного назначения (школа-сад, СДК, магазины, медпункт).
Общая численность населения снизилась в 2003-2004 гг.- это следствие того, что в 2001-2002 гг. сальдо миграции стало отрицательным. В таблице № 4 отмечены регионы, из которых наблюдается наибольший миграционный поток.
Таким образом, увеличение общей численности населения села, как и республики, в условиях снижающего уровня ЕП будет происходить в ближайшие годы, как и ныне, лишь благодаря миграционному притоку населения.
Мы проанализировали и половозрастную структуру населения. Она зависит прежде
Нужно отметить, что в последние 5 лет 15 человек уехали на свою историческую Родину – в Германию.
всего от особенности воспроизводства населения и миграционных процессов. Существенное влияние на нее оказывают различные социальные явления, например, войны, катастрофы, а также явления негативные.
Изучив соотношение мужчин и женщин, делаем вывод, что в общей численности населения села преобладает женское население. Но проанализировав по возрастным группам, увидели, что, оказывается, в группах от 0 до 15 лет и от 16 до пенсионного возраста преобладают мужчины с небольшим перевесом. А вот уже в группе старше трудоспособного возраста, т.е. пенсионного, женщин в 3 раза больше, чем мужчин. Такое преобладание связано с тем, что средняя продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин.
В возрастной структуре населения села доля детских возрастов заметно выше, а доля людей пожилого возраста несколько меньше, и пока не имеет тенденции роста. Это хорошо. Значит, у села есть будущее
Ввиду более высокого процента детских возрастов понижена доля лиц трудоспособного возраста. Сейчас на одного трудоспособного человека приходится один нетрудоспособный. И нельзя допустить того, чтобы «демографическая нагрузка» на группу лиц трудоспособного возраста увеличилась. Отсюда следует, что нельзя допускать сокращения доли молодого населения и увеличения доли пожилого населения. Следовательно, в селе должно оставаться больше молодежи, чтобы не допускать спад производства и сокращения рабочих мест. А для этого в селе должны работать спортивно- культурные секции, кружки, развиваться сеть культурных учреждений, сфера обслуживания населения.
Люди, проживающие в селе – это в основном колхозники СПКК им. Калинина, занятые в животноводстве и растениеводстве. На территории села функционируют молочно - товарная ферма, свиноводческая ферма, МТМ, конный двор, мукомольный цех, пекарня, комбикормовый завод, зерносушилка, правление СПКК, школа-сад, СДК, медпункт, 3 магазина, школьная и колхозная столовая-кафе, АТС, отделение связи и касса. На этих производствах и трудится основная часть населения нашего села.
Мы изучили национальный состав населения села Николаевка. Он в какой - то степени отражает многонациональность Башкортостана. На территории села проживает представители 11 национальностей. Русские составляют большинство населения- 73,3 %. Второе место занимают татары- 8,4 %, третье место по численности занимают башкиры- 5,6 %. Украинцы (4,4 %) – четвертый по численности народ села. По 2-3 % составляют чуваши, казахи, мордва, менее 1% - узбеки, немцы, белорусы, грузины.
В селе проживают народы разных национальностей. Но среди нас не возникают межнациональные конфликты, а царит дружба и согласие. Но наряду с этим каждый народ чтит традиции, культуру и обычаи своих предков. Собираясь все вместе в праздники, они показывают пример истинной дружбы, и со сцены льются песни на разных языках. В селе отмечают праздники и христианские, и мусульманские.
Миловка
Миловка на карте
Миловка (башк. Миловка) — село в Уфимском районе Башкортостана, административный центр Миловского сельсовета.
Село расположено в старом русле реки Белой.
Несмотря на расширение границ Уфы, Миловка в её состав пока не вошла, но за свою двухвековую историю, село всегда было тесно связано с городом. В дореволюционные годы она была пригородным имением с трехэтажным господским домом и принадлежала вначале руководителям края, а затем видным и богатым предпринимателям. В наше время связь не ослабевает, чему способствует наличие учебного хозяйства аграрного университета. Расстояние от границы городского округа, проходящей здесь посередине старицы реки Белой, составляет 500 метров.
Расстояние до:
Дата основания: 1790—1795 гг.
Владельцы земли, на которой расположена деревня, многократно менялись. Первыми из них были Черниковы-Анучины. Фамилия эта древнейшая, она упоминается в дворянском списке 1668 г. по Уфе. Родоначальники: два брата, оба Ивана, оба были включены в список выдающихся уфимцев, который составлялся к 300-летию Уфы. Один из них был глава, посланный в 1668 г. вместе с главой Никитой Фирсовичем Аничковым с ратными людьми на Илецк против Чучалея-царевича. Другой Иван служил в 1681 г. воеводой в Сунгуре. Братья получили земли к северо-востоку и северо-западу от Уфы.
На правобережном земельном участке возникло небольшое село Черниково-Анучино. При постройке Самаро-Златоустовской железной дороги полустанок на их земле получил название Черниковка. Впоследствии полустанок превратился в станцию и дал название городу Черниковску, включенному в 1956 г. в состав Уфы.
Левобережный участок земли примыкал к реке Белой в той её части, где с 1854 г. образовалась старица (Затон). На этой территории был большой лесной заболоченный участок с озером Белым. Позже, из-за вырубки лесов образовалось два озера: Белое и к северу от него Лазоревое, речки Васильевка с прудом и Крутая, между ними ручей Лазоревый с большим прудом, сохранившимся до наших дней в Миловке. Южнее протекал ручей Ольховый, который брал начало в лощине Ржавца. Все они протекали с запада на восток и впадали в реку Белую, а ныне в её старицу.
Обедневший внук одного из братьев Черниковых-Анучиных, Иван Юрьевич, со своим племянником Иваном Степановичем в 1719 г. продали часть левобережной земли «от совершенной своей скудости» подьячему Ивану Устиновичу Пачерезиеву по речке Васильевке с усадьбой, дворовыми, гуменными хоромами и сенными покосами. На этой земле возникла деревня Дмитриевка.
Другую честь земли Иван Юрьевич продал Ивану Федоровичу Зубову. Предполагается, что это был брат деда С. Т. Аксакова.
Этот участок земли после смерти И. Ф. Зубова достался его дочери Татьяне, жене священника Спасской церкви Якима Семёновича Дубровского. В 1786 г. она продала его деду академика П. П. Пекарского, генерал-майору, правителю Уфимского наместничества Александру Александровичу фон Пеутлингу. Граница этого участка начиналась от Вавиловского перевоза, ныне Деревенская переправа в Нижегородке.
В 1789 г. А. А. Пеутлинг продал этот участок за 150 рублей генерал-поручику, уфимскому наместнику и генерал-губернатору Уфимскому и Симбирскому барону Иосифу Андреевичу Игельстрому.
В следующем, 1790 году, жена А. А. Пеутлинга, Анна Петровна Пеутлинг, выкупила у барона Игельстрома ранее проданный ею участок земли, и через пять лет, в 1795 г., она это имение продает уже за 1 000 рублей уфимскому губернатору, действительному статскому советнику князю Ивану Михайловичу Баратаеву. Из купчей крепости видно, что земля продана «с господским полукаменным в 3 этажа домом и при нём оранжерея с садом и беседкою, с деревянными о 4 комнатах флигелем, кухнею, банею, скотным двором, больницей, 2 избами и 3 погребами и с ригою о двух сушильнях, и с состоящею при речке о двух поставах мушкою мельницею и избой для мельника».
В Миловке постоянно проживала семья А. Ф. Чижова. Миловское имение до самой революции принадлежало И. А. Чижовой, умершей в Петербурге в 1919 г. Имение это было ею заложено в Волго-Камском банке за 2 миллиона рублей.
Весной 1919 г. в миловском барском доме был Детский дом, где размещалось 100 человек детей из Петрограда, вывезенных Н. А. Подвойской, женой наркома по военным делам Николая Ильича Подвойского. Здесь жила и она с сыном и тремя дочерьми.
В 1920 г. деревня Миловка входила в Дмитриевскую волость Уфимского кантона, там проживали 790 человек в 91 дворе. Имение Чижовых называлось хутором Миловского техникума, там числилось 27 человек. В 1969 г. в Миловке проживало 868 жителей.
К концу 1990-х годов в состав Миловки была включена соседняя деревня Покровка.
В 1971 году школа переехала новое каменное здание из деревянного, построенного Чижовым для крестьян.
В Миловке был колхоз «Верный шаг» и сельскохозяйственный техникум, переведенный в 1942—43 годах в Аксеново, а на его месте было организовано учебное хозяйство для сельхозинститута.
В 1941 г. во время войны там размещался детский приют. В 1983 построен Дом культуры на 400 мест со зрительным и спортивным залами.
Инфраструктура
- Детский сад.
- Средняя общеобразовательная школа.
- Музыкальная школа.
- Дом культуры.
- Библиотека.
- Сельская амбулатория.
- Жилой фонд — 20 двухэтажных, 2 трёхэтажных, 6 пятиэтажных жилых домов, несколько общежитий.
- Котельная, водокачка, карьер, фермы, учхоз,
- Два спортзала, футбольная площадка, каток, тренажёрный зал.
- Мечеть «Нуруль-иман».
Миловская амбулатория
Экономика
- Цех по изготовлению ПВХ изделий (пластиковые окна, двери, перегородки).
- Учебно-опытное хозяйство аграрного университета (выращив злаковых, бобовых, кормовых культур, в том числе и в селекционных целях).
- Фермерское хозяйство (разведение крупно-рогатого скота и лошадей).
- Хлебопекарня.
- Автосервис.
Миловская мечеть «Нуруль-Иман»
Достопримечательности
- Главной исторической достопримечательностью Миловки считался большой трехэтажный господский дом, принадлежавший семье помещиков Чижовых, постройки конца XVIII века, который располагался на территории Миловского парка. Из-за нехватки средств и нежелания администрации его сохранить, в конце 1990-х дом был снесен.
- Обелиск с именами погибших — участников Великой Отечественной войны.
Вся информация о населенных пунктах взята из открытых источников в интернете и Википедии.