Принято, что милосердие — это хорошо. Так получилось от того, что мы животные групповые. Стратегии выживания человека, в большей степени, стоят на групповом взаимодействии, чем силе одной особи. Это определило наши нормы морали. Так мы получили гуманизм предписывающий заботиться об окружающих. Это правильно... пока забота о человеке идёт ему на пользу. Как может быть иначе?
Вот как. Допустим, у абстрактной церкви абстрактные нищие сидят на паперти и просят милостыню. Сердобольные люди ходят и подают. Жалко же. А еще один подтвержденный только зависимыми друг от друга письменными источниками культовый персонаж велел делиться. Милосердные поступают хорошо.
Нищий — это человек в беде. У него была семья, работа, мечты и амбиции. Да, возможно не злая судьба, а проступки привели его на паперть. Ну и что? Он человек и мы должны о нем заботиться. Мы должны вернуть его к нормальной жизни. Но вместо этого мы подаем милостыню! Так мы говорим мол, не нужно, дружек, возвращаться к жизни. Сиди и христарадничай, пока не умрешь. Мы будем кидать тебе грош и чувствовать себя праведниками. Мы будем смотреть на тебя и радоваться, что на паперти ты, а не кто-то из нас.
Очуметь милосердие! Эта модель готовит артиста христарадника, который гастролирует по церквям и станциям метро с одним и тем же номером. Он его оттачивает до совершенства, и в жопу засовывает прочие навыки, гордость и надежду на нормальную жизнь. Она превращается в жалостливое кривляние и одеколон орально. Вот тебе гуманизм! Очуметь милосердие!
Еще есть фактор денег. Я не знаю, как у нищих, а знакомые стритовщики жалуются когда, собирают меньше тысячи за вечер. Возможно, я не прав в рассуждениях, но думаю, нищие собирают не меньше. Возможно, часть этих денег - оплата охраны и регуляции графика гастролей. Как эти деньги влияют на возможность вырваться из этой системы?
Мне друг нанимал выносить строительный мусор бригаду плохо пахнущих дяденек. Их возглавлял крупный мужчина на микроавтобусе. Дяденьки таскали мешки со штукатуркой резво и молодцевато. Они не останавливались передохнуть, попить или завязать шнурок, пока работа не была закончена. Один попытался утомиться, но получил прилив сил через пинок начальника.
Да, это выглядит крайне жестоко. Я даже думать не хочу как поддерживается дисциплина в их общежитии. Только они, в отличие от уличных бомжей, трезвые, как-то мытые и ночуют в жилье. Они работают, приносят пользу, а не давят на жалость прохожих. Их жизнь честнее и полезнее. И у них куда больше шансов получить работу, собственное жилье и семью. Они могут внятно изъясняться и их поведение это поведение человеческое.
Они люди и мы должны о них заботиться. Мы должны вернуть их к нормальной жизни. Но, вместо этого мы подаем милостыню.