К экранизации классики зритель всегда особенно придирчив: уж больно устойчивы стереотипы восприятия. Здесь очень важен правильный выбор актеров на главные роли: они должны соответствовать представлениям большинства зрителей. А ведь эти представления далеко не одинаковы! Тем не менее в истории советского кино существуют картины-экранизации, принятые зрителями безоговорочно и единогласно. Одна из них – фильм «Ася», созданный в 1977 году по мотивам одноименной повести И. С. Тургенева.
Казалось, что «экранные» Ася и Гагин буквально сошли со страниц книги: исполнители главных ролей – Елена Коренева и Игорь Костолевский покорили зрительские сердца! И хотя некоторые зрители не приняли Н. Н. в исполнении Вячеслава Езепова (некоторым он почему-то напоминал Пьера Безухова, что несколько сглаживало всеобщий восторг), это не помешало фильму стать безоговорочным хитом.
«Ася» – глубоко лиричное и очень личное произведение Тургенева. По мнению некоторых исследователей творчества писателя, он изобразил в образе Аси собственную незаконнорожденную дочь Полину. Другие же считают, что Асей могла стать родная сестра писателя Варвара, которая также была незаконнорожденной. Доподлинно неизвестно, кого же именно изобразил писатель; скорее всего, этот образ – собирательный. Но то, что тема была для Тургенева важной и «больной», не заметить невозможно.
Примечательно, что снимать картину по повести И. С. Тургенева решили спустя 120 лет после ее создания («Ася» написана в 1857 году). Режиссером фильма стал Иосиф Хейфиц, среди картин которого едва ли не половина – экранизации классических произведений. Достаточно назвать такие известные и любимые зрителями фильмы как «Плохой хороший человек» (по мотивам повести А. П. Чехова «Дуэль»), «Дама с собачкой», «Шурочка» (по мотивам повести А. И. Куприна «Поединок»). К числу безусловных удач режиссера относится и фильм «Ася», отмеченный призами и наградами.
Режиссер решил снимать картину там, где и происходит действие тургеневской повести – в Германии. По этой причине решено было запустить совместное производство фильма со студией ДЕФА (ГДР), выбрав для съемок Потсдам и Бабельсберг. Хейфиц обладал особым чутьем: ему всегда удавалось очень точно почувствовать стилистику литературного первоисточника. Возможно, потому, что Хейфиц имел опыт работы сценариста – именно в качестве сценариста он дебютировал в свое время в кино, а затем почти всегда был соавтором сценариев своих картин. Удалось ему почувствовать и стилистику «Аси»: Хейфиц ищет ответ на все загадки произведения (загадку несостоявшейся любви, загадку своеобразного женского характера) именно в месте действия, в тех естественных пейзажах, на фоне которых развивается драматическая сюжетная коллизия. Маленький, аккуратный немецкий городок становится не менее важным персонажем, чем Ася, Гагин и Н. Н. Он – безмолвный свидетель всего происходящего.
О съемках картины написано крайне мало. Тем не менее кое-что рассказала исполнительница главной роли Елена Коренева в своей книге воспоминаний «Идиотка». Актриса призналась, что всегда мечтала сыграть тургеневскую героиню и, когда узнала о том, что Хейфиц запускается с «Асей», решила не ждать и предложить свою кандидатуру. Что она незамедлительно и сделала. По мнению Кореневой, режиссер утвердил ее на роль, потому что она напомнила ему бывшую жену – актрису Янину Жеймо (знакома зрителям по роли Золушки в одноименном фильме).
Изначально отношения Кореневой и Хейфица не заладились: работа началась с конфликта. Хейфиц работал в определенной манере, выработанной годами. Накануне съемок он собирал всю съемочную группу в своем кабинете, оговаривал задачи, мизансцены, намечал четкий план работы. И на следующий день все должны были строго выполнять его указания; любые уточняющие вопросы пресекались – их можно было задавать только накануне съемок. Также он не признавал никакой актерской импровизации – все четко, от и до. Что касается Кореневой, то незадолго до «Аси» она снялась в культовой картине «Романс о влюбленных» у Андрея Кончаловского, с которым у нее возник страстный роман, закончившийся тяжелым, прежде всего для Елены, разрывом. Актриса боготворила Кончаловского, считала его непревзойденным гением режиссуры и находилась под влиянием его режиссерской школы, где актер не знал наверняка, что ему предстоит сегодня делать в кадре – многое определялось непосредственно на площадке. Естественно, Коренева попыталась так же работать и у Хейфица, что едва не закончилось большим скандалом.
В первый съемочный день снимали сцену, когда влюбленная Ася прогуливается по тихим улочкам маленького немецкого городка, а затем, спустившись с объектом своей любви по высокой лестнице, оказывается на небольшой площадке, и между героями происходит доверительный разговор. Коренева всячески пыталась найти эмоциональную связь с режиссером, ведь Кончаловский всегда «накручивал» актеров перед съемкой, «подогревал» их, и Елене этого не хватало. Она задавала Хейфицу вопросы, дергалась, пытаясь поймать нужное состояние, но в ответ услышала лишь сухое: «Мотор!». После съемки Коренева прибежала к себе в номер и долго-долго отчаянно рыдала, а затем от бессилия заснула. Вечером к ней пришла взволнованная второй режиссер Ольга: оказывается, ее прислал Хейфиц, который переживал, не истеричку ли он утвердил на главную роль? Ольга посоветовала актрисе быть более хитрой: не волновать «пожилого человека» лишними вопросами, действовать самостоятельно, не дергая его во время съемок. Коренева приняла этот совет к сведению, и все последующее время – а съемки продолжались более двух месяцев – между ней и Хейфицем было полнейшее взаимопонимание. « До сих пор удивляюсь: что же произошло в тот первый день съемок? Возможно, какая-то черная энергия должна была сгореть в огне конфликта», – признавалась Елена Коренева.
Также она вспоминала, что в то время считала, будто актер обязательно должен проживать свою роль и в жизни, провоцировать в реальности те же конфликты, испытывать те же эмоции. Несчастная любовь Аси и несчастная любовь самой Елены к Андрею Кончаловскому соединились и стали движущей силой актрисы. Она культивировала собственные страдания, принимала какие-то таблетки для похудения, изводила себя «по полной программе», чтобы находиться в возбужденном, болезненном состоянии. По мнению Елены, это должно было сближать ее с героиней. К концу съемок Коренева весила 41 кг, и очень радовалась этому, не понимая, что находится на пороге нервного срыва и анорексии – тогда об этом еще не говорили открыто. Но страдания Елены увенчались успехом: роль Аси принесла ей признание коллег и массу призов. «Я получила приз “за лучшее исполнение женской роли” на кинофестивале в Италии, в городе Таормина. А позднее в Локарно – в Швейцарии, и в Кобуре – во Франции. Я так и решила: Господь вознаградил меня за мои страдания», – рассказывала позднее Елена Коренева.
Роль Гагина прекрасно сыграл Игорь Костолевский – один из самых красивых и успешных актеров советского кино. Он также запомнился зрителям по фильмам «Тегеран-43», «Безымянная звезда», «Звезда пленительного счастья» и другим. В настоящее время актер служит в Московском театре имени В. Маяковского.
Роль Н. Н. исполнил Вячеслав Езепов. Впоследствии актер активно снимался в кино, но ему доставались в основном небольшие второстепенные роли, и он не стал столь популярен, как его партнеры по фильму «Ася». Актер сменил несколько театров, но с 1967 года верен Малому театру.
Все второстепенные роли исполнили немецкие актеры – таково было соглашение со студией «ДЕФА», ведь съемки были совместными.
Нельзя не сказать еще об одном создателе картины – композиторе Олеге Каравайчуке. Каравайчук – пожалуй, самый загадочный композитор советского кино. Он был эксцентричным, ни на кого не похожим, самобытным. Звуками он умел передавать любые свои впечатления, например, впечатление от встречи или от путешествия. Иногда он откровенно эпатировал публику, давая концерты, например, с наволочкой на голове, чтобы не отвлекать слушателей своим излишне выразительным лицом. Талант Каравайчука был безграничен; это отмечали все его современники. Несколько лет назад Олег Каравайчук умер. Но с нами осталась его музыка, в том числе созданная к ста пятидесяти документальным и игровым фильмам. «Ася» – одна из тех картин, где звучит дивная музыка Олега Каравайчука.
Что же касается Иосифа Хейфица, то он прожил долгую жизнь: его не стало в 1995 году, ему было тогда 90 лет… Дело Хейфица продолжил его сын режиссер Дмитрий Светозаров, создавший несколько фильмов, в том числе современную экранизацию романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Повесть «Ася» вы можете найти в нашем сборнике повестей И. С. Тургенева, изданном в серии «Дорога к счастью». Помимо «Аси», в книгу вошли повести «Первая любовь» и «Вешние воды». Повести рекомендованы для самостоятельного внеклассного чтения в средней школе, а «Ася» даже входит в школьную программу (8 класс).
Когда вы вместе с детьми будете читать повесть Тургенева, обязательно пересмотрите и замечательный фильм Иосифа Хейфица об искренней, импульсивной девушке, о силе ее характера и о той любви, которой не суждено было сбыться…
Посмотреть книгу на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.