Независимо от времени, цивилизация и технический прогресс функций крыши остаются неизменными.
Несомненно, крыша должна быть «для плохой погоды и снегопада». До недавнего времени, при использовании карнизов, правильно смещенных от поверхности стен, было позволено свободно капать в эту область. Водостоков не было, крыши было достаточно. Чтобы снег не лежал на крыше и не подвергал конструкцию фермы чрезмерным нагрузкам, традиционно использовались крутые склоны. Сегодня, кроме того, электрический нагрев водосточных желобов или частей ската крыши или препятствий используется для предотвращения одновременного соскальзывания снежного покрова со всего склона. Но принцип не менялся веками: чем круче крыша, тем легче с нее соскользнет снег. Однако к этому вопросу также можно подходить иначе.
В некоторых альпийских регионах, а также в Чешской Шумаве, традиционно строят относительно плоские крыши со структурой, рассчитанной на большие нагрузки. Снег, лежащий на крыше, рассматривается как дополнительная теплоизоляция.
Форма крыши
Никто не смог сформулировать универсальное правило, позволяющее выбрать форму и размер кровли для здания. Красота пропорций остается секретом. Сегодня тенденция выделять чердаки под жилые помещения в какой-то степени определяет выбор формы кровли. Фактором, определяющим условия использования мансарды, является, в первую очередь, процент пространства, где высота позволяет полностью использовать помещения. Максимально возможная полезная площадь может быть достигнута, например, с помощью крутого склона, то есть высокой крыши, или путем поднятия уровня поддержки крыши относительно уровня пола мансарды с помощью так называемых коленных стен. Каждый из этих видов деятельности существенно влияет на пропорции корпуса здания - высоту стен до крыши.
Желание максимально использовать объем чердака было в основе идеи Жюля Ардуэна Мансара, французского барочного архитектора, который предложил крышу со сломанными крышами, разделенными карнизом; нижний, с большим уклоном (около 60 °), в котором окна установлены вертикально, и верхний, с небольшим уклоном (около 30 °). Крыши этого типа стали популярными у нас в начале 20-го века в так называемом национальном стиле (стиль усадьбы). Искажение французской мансарды - это решение, которое встречается сегодня и позволяет построить один этаж больше, чем это допускается административными решениями, и скрыть его за кровлей псевдо-планок, прикрепленной к стенам с очень большим углом наклона. Блок такого дома безобразно пытается походить на благородный прототип.
Внешний вид крыши также зависит от освещения дневного света дневным светом. Их можно получить, спроектировав оконные проемы во внешних стенах или на крышах. Обычные окна могут быть установлены в двускатных стенах здания или в стенах мансардных окон. Dormer, который может быть покрыт панелью, разрывая скат крыши или его собственную двух- или многоскатную крышу, является элементом, который давно вписался в наш архитектурный ландшафт. Сегодня он часто использует его в поисках дополнительного места
слишком много или слишком большой для основной части крыши. Решение, не мешающее кровле, но позволяющее равномерно освещать чердак, заключается в использовании мансардных окон. Эксплуатационные качества, простота монтажа как на новых, так и на отремонтированных кровлях способствуют их росту популярности. Вопреки тому, что говорят производители, мансардные окна не являются полностью эстетически нейтральными. Они выступают из плоскости крыши, их поверхность отражает вид неба и контрастирует с материалом покрытия. Они не могут быть свободно расположены, как если бы они не влияли на композицию фасада. На мой взгляд, попытки ссылаться на архитектуру польской усадьбы с помощью мансардных окон - это недоразумение.
Традиция и ландшафт
Должны ли экономические и технические соображения определять выбор формы и покрытия крыши? Стоит ли сегодня, в эпоху глобальной деревни, обращать внимание на нюансы местной строительной традиции (до тех пор, пока ее еще можно распознать в хаосе идей и форм в окружающей среде), обращаясь к ней через угол наклона и прикладной охват?
Если мне позволено использовать сравнение с модой, то крыша должна быть больше похожа на старуху по соседству с капотом, которую уже носили их мамы и бабушки, чем на одну из множества модных шляпок леди, выбирающей их в зависимости от наряда, юмора и погоды.
Путешествуя из Варшавы на север и наблюдая крыши домов и хозяйственных построек на фермах, это можно увидеть в пространстве, где со Средневековья до 1939 года была граница между Мазовией, затем Польшей и Пруссией, где серые соломенные крыши, листовой металл заканчивается, цементная черепица или асбестоцементная черепица, а крыши, покрытые керамической черепицей, начинают доминировать. Вы не можете спутать вид красных плиточных керамических крыш зданий Малой Страны и Старого города Праги с изображением крыш Старого города в Зальцбурге - нежных пастельных серых покрытий из цинка и титанового листа, ярко-зеленой патины на общественных зданиях, покрытых медью.
Каждый, вероятно, мог бы добавить другие, хорошо известные примеры из наблюдения за окружающей средой или путешествиями, которые заставляют нас осознать, насколько важной ролью «размещения» дома в ландшафте является принятие правильного угла наклона, формы крыши и выбора покрытия. Материалом, который создает идеальную картину дома, как детские рисунки, является керамическая плитка. Полезные и эстетические качества, особенно в натуральном цвете, а также традиции использования во многих регионах страны способствуют его высокой популярности. Соломенная черепица, черепица и оцинкованная кровля являются традиционными, большинство из них вписано в ландшафт центральной и восточной Польши.
Как это ни парадоксально, но самые современные дома на одну семью, в которых на крышах используется цинк-титан или оцинкованный металл, лучше всего соответствуют классической гамме цветов для нашего ландшафта.
Шатровая крыша также изменила свой внешний вид, поскольку покрывает чердак. Окна стали необходимым элементом. Поверхности крыши не меняют форму, но четко выделяются на поверхности покрытия.