Историк V в․ Мовсес Хоренаци в своем историческом труде "История Армении" довольно подробно рассказывает об легенде неразделенной любви асирийской царицы Семирамиде (на арм․ Шамирам) и армянским царем Ара, прозванного за свою красоту Ара Прекрасным․ Образ Ары Прекрасного оказал значительное влияние на армянское искусство и литературу, вдохновив многих армянских писателей и художников на создание ряда произведений, таких как трагедия Наири Зарьяна «Ара Прекрасный».
Краткий пересказ текста "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци.
Ара стал попечителем своего отечества за несколько лет до кончины асирийского царя Нины, и был удостоен им такой же участи как и его отец․
А сладострастная и беспутная Шамирам, с давних пор слыхавшая о его красоте, желала добиться его, однак явно ничего предпринимать не смела․ Но после смерти мужа своего Нина, Шамирам открыто предаваясь страсти, шлет вестников к Ара Прекрасному с дарами и подношениями, со множеством обещаний и с мольбой прибыть к ней в Ниневию и, женившись на ней, царствовать над всем, чем владел Нин, либо же исполнить ее волю и желание и вернуться к себе с миром и с великими пожалованиями․
Так она многократно шлет вестников, но Ара не соглашается, и тогда Шамирам, в великом гневе, прекратив посылку гонцов, спешит с огромными полчищами достигнуть Армянской страны и напасть на Ара․
Но умысел царицы был не в том, чтобы убить или изгнать царя, сколько покорить его и завладеть им, дабы он удовлетворил ее желание; ибо при присущих ей безумных страстях, она была распалена рассказами о нем так, как если бы видела его․ Поспешно достигает она равнины Ара, которая и называется его именем Айраратом․
Перед сражением она наказывает своим полководцам всячески стараться сохранить жизнь Ара․ Но в битве войско царя терпит поражение и сам Ара гибнет в бою от рук воинов Семирамиды (Шамирам)․
С тех самых пор гора у подножия которого роизошло сражение носит название Араилер (Гора Ара)․ И если внимательно посмотреть вершина напоминает человека лежачего на спине со скрещенными на груди руками․
Когда же армянская рать вновь ополчается на битву с царицей Шамирам, дабы отомстить за смерть Ара, она говорит։ "Я велела своим богам зализать его раны, и он оживет"․ Она, обезумевшая от вожделения, и действительно надеялась оживить Ара чарами своего колдовства. Когда же его труп разложился, она повелела бросить его в глубокую яму и засыпать. При этом, тайно вырядив одного из своих любовников, распускает о нем такую молву։ "Боги облизали (раны) Ара и, оживив его, осуществили наше заветное желание нам на усладу; поэтому они отныне достойны еще большего нашего поклонения и прославления как исполнители нашей воли, доставляющие радость". Она возводит некое новое изображение во славу богов и торжественно чествует его жертвоприношениями, желая показать всем, якобы сила этих богов возвратила Ара к жизни. Таким образом, распустив по Армянской стране эту молву о нем и удовлетворим всех, она добилась прекращения войны.
Откройте для себя сказочную страну Армению․
Туры и экскурсии по Армении от туроператора lookarmenia.am