Фантастика многообразна, и не все ее гран известны массовому читателю/зрителю/игроку. Есть жанры фантастики (и около нее), которые давно вышли из моды и забыты, или слишком специфичны, или просто не получили серьезной раскрутки, а может, просто их названия ничего особо не говорят даже тем. Кто встречал хоть одно произведение в этом жанре. Сегодня мы исправим эту ошибку.
Токусацу
Живет себе герой (или несколько героев), а потом в его жизни случается что-то, что превращает его в супермена и теперь ему придется спасть мир от очередного вселенского зла. Знакомо? Определенно. В этом вся суть супергероики. Но в жанре токусацу она доведена до предела. В современных супергеройских фильмах помимо вышесказанного есть и развитие героев, сложный выбор и прописанные характеры. Помните, как Железный Человек выбирал между суперкостюмом и человеком внутри него? Так вот, в токусацу этого нет. Или есть, но на зачаточном уровне, как в «Могучих рейнджерах», где герои в перерывах между драками решают школьные проблемы. Да. «Могучие рейнджеры» - классическое токусацу. В них есть все, что нужно знать о жанре. Вот герои, вот их враги (каждый сезон новые – это особенность жанра), и они постоянно бьют друг другу морды, причем крайне неубедительно. Последнее – тоже особенность жанра, как ни странно. Токусацу традиционно снимают на копейки, так что все монстры выглядят как игрушечные, а драки даже не пытаются быть серьезными. В «Японском Человеке-пауке», например, их практически нет: враги просто отплясывают вокруг героя, который пинками разбрасывает их в стороны. А все те же рейнджеры сначала представляются по очереди, потом объединяют свои боевые машины в гигантского робота, а враги терпеливо их ждут. Серьезно?
Впрочем, эти косяки могут быть и плюсом, если относиться к ним с юмором. Тогда получится комедия, над которой можно посмеяться. Плохие спецэффекты и смешные драки от этого лучше не станут, но будет хотя бы весело.
Если говорить о возникновении жанра, появился он в Японии в 1960-е. Первым действительно известным образцом стал «Ультрамен» - он существует с 1966 до наших дней в виде множества сериалов («живых» и аниме) и полнометражек. Это история о пилоте, который получил от умирающего инопланетянина артефакт, позволяющий ненадолго превращаться в гигантского героя, способного завалить любого гигантского монстра. Монстры, естественно, посыпались на голову сразу – из космоса, из-под воды и так далее. История простая, с копеечным бюджетом, но вызвавшая огромный резонанс на Дальнем Востоке. Азия заговорила об Ультрамене.
Его успех породил волну подражателей, многие из которых живы до сих пор – правда, уже в следующем десятилетии. Западному зрителю их названия ничего особо не скажут – «Наездник в маске», «Супер сентай»… Кто-нибудь о них слышал? Ну, разве что некоторые фанаты все тех же «Рейнджеров» в курсе, что прототипом их любимого сериала стал «Сентай». В конце 1980-х американцы открыли для себя японскую культуру и, естественно, попытались сделать что-то свое в таком же духе. Так появились памятный перестроечному зрителю «Капитан Пауэр и солдаты будущего», все те же нетленные «Рейнджеры» и еще несколько историй вроде «Мистических рыцарей Тир-на Ног», которые прожили по одному сезону и сейчас всеми забыты. Не прижился жанр на Западе. Дело в том, что сделанные на копейки попытки изобразить суперблокбастер западным зрителем воспринимаются исключительно как халтура. А еще в том, что в Японии токусацу были изначально рассчитаны на детей (хотя сейчас их смотрят и взрослые, которые на них выросли), а американцы попытались сделать сериалы солидными боевиками, но все с тем же детсадовским экшеном. Именно это погубило «Капитана Пауэра» - а ведь неплохой мог бы выйти сериал! Даже в существующем виде он выглядит лучше многих коллег по жанру. Увы, поезд ушел. И последующие токусацу зрители просто проигнорировали. Только «Рейнджеры» нашли нужную формулу и стали классикой. С чем их и поздравляем.
Джалло
Что такое слэшер, знает любой поклонник ужастиков. Это хоррор про маньяка, пачками вырезающего подростков. Даже если вы далеки от хоррора, вам наверняка знакомы имена Фредди Крюгера, Джейсона Вурхиса, Майка Майерса и еще нескольких икон жанра. Но мало кто помнит, что есть очень похожий жанр, только более стильный – джалло. Возник он в Италии в шестидесятые на базе хичкоковского «Психо» и дешевой книжной серии классических детективов в ярко-желтых обложках («giallo» переводится с итальянского как «желтый»), расцвел пышным цветом в семидесятые, а потом как-то сразу пропал. Вышел из моды. Но внимания он достоин гораздо больше, чем пришедшие ему на смену слэшеры. Дело в том, что фильмы в жанре джалло гораздо стильнее, чем истории про Фредди и компанию. Эстетичнее. В них прекрасная картинка, насыщенные цвета, красивые декорации. Кровь и обнаженка тоже показаны красиво – здесь это искусство, а не просто способ завлечь зрителя-подростка. Кстати, убивают в джалло не только подростков – взрослым достается гораздо больше. Это кино рассчитано на зрителя-эстета, способного оценить труд художников и декораторов. Мрачная атмосфера – скорее готика, чем трэш. Угрюмые особняки и современные квартиры, страшные подземелья и богато украшенные кабинеты – все это в джалло есть. А слэшер можно снять в соседнем лесу в охотничьем домике – дешево и сердито, но откровенно скучно. Выбор очевиден!
Единственная серьезная беда джалло – дизайн убийцы. Почему-то Дарио Ардженто, Лючио Фульчи и другие мастера жанра из фильма в фильм переводили убийцу в черном плаще, шляпе, перчатках и маске. Скучно… могло бы быть, если бы все остальные элементы сюжета были такими же однообразными. Но тут проблем нет: закрученные детективные сюжеты заскучать не дадут. И сколько ни гадайте, кто скрывается под маской, ни за что не отгадаете! Уже ради этого их стоит смотреть.
Есть у этого жанра еще такая веселая особенность, как названия. Они настолько абсурдны, что за пределами Италии фильмы переименовывали, чтобы зрителю было проще их воспринимать. «Кровь и черные кружева» (в мировом прокате «Шесть женщин для убийцы") – это еще ладно. А как насчет фильма «Что эти странные маленькие капельки крови делают на теле Дженнифер»? Да, это все его название! В остальном мире он известен как «Ирис в крови». Еще есть «Твой порок – это тайная комната, и только я обладаю ключом к ней», мировому зрителю известный под названием «Глаз черного кота». Чем этот элемент эстетики жанра навеян, непонятно (чья-то шутка, надо полагать), но он запоминается, и это главное.
Тот факт, что жанр давно вымер, - еще не повод о нем забывать. Как минимум эстетическое наслаждение вам будет обеспечено.
Сплаттерпанк
И еще немного страшилок, на этот раз американских. Сплаттерпанк – жанр молодой, возникший в восьмидесятые благодаря писателю и режиссеру Клайву Баркеру. Большинству Баркер известен в основном по «Восставшему из ада», но нас сейчас интересуют другие произведения – «Кэндимэн» и «Повелитель иллюзий». В них смерть и мистика тесно переплетаются с городскими улицами, и город – такой же персонаж кино, как люди и призраки. В «Кэндимэне» новостройка на окраине, вокруг которой вращается действие, – не просто локация, она влияет на сюжет, является его частью. Без этого кирпичного ящика с гопниками у подъезда не было бы и сюжета. Именно там героиня находит Кэндимэна, именно там (преимущественно) он действует, и именно там героиня приносит себя в жертву, чтобы стать его преемницей. Мрачный дом, пустырь и криминальный район нужны не только для эстетики – это тоже актеры, у них своя роль в этой истории. В «Повелителе иллюзий» это тоже есть, хотя не так заметно.
К сожалению, эти фильмы культовыми не стали – их не цитируют и почти не вспоминают (хотя «Кэндимэну» решили устроить ремейк, но резонанса этот проект вроде не вызвал). Зато зритель вспомнит, например, фильмы о Вороне и «Город грехов». В «Вороне», правда, урбанистическая эстетика – просто эстетика, но она запоминается, создает стиль. Симбиоз мрачных городских улиц и «индейской легенды» получился прекрасно (причем во всех фильмах по-своему, кроме последнего, который плох во всем, и сериала с Марком Дакаскосом, при создании которого об этом явно не думали). Уже ради этого три первых фильма (стиль, кстати, у каждого свой) стоит смотреть.
А вот «Город грехов» - и комиксы, и фильмы - эту особенность жанра выкрутил на полную. В нем черно-белые городские улицы, населенные коррумпированными копами, преступниками, отморозками и просто вписавшимися в историю бедолагами, играют на правах полноценных актеров. Небоскребы, тени между ними, машины и квартиры в черно-белом сюрреалистичном полумраке кривляются на заднем плане, как мрачные клоуны, задавая тон всей психоделично-жестокой истории. Бэйсин-Сити живет сам по себе, ему даже эти персонажи не нужны. Это история именно про город, он тут главный герой.
Сплаттерпанк – жанр кровавый, но, пожалуй, единственный в этой подборке,. который может похвастаться таким стилистическим разнообразием. Что красивее – призрачные улицы Города грехов, черно-красный кошмар «Ворона», грязно-угрюмые задворки «Кэндимэна»? Каждый решает для себя.
Интерактивное кино
Большинство о чем-то таком услышало с выходом «Брандашмыга» - новогодней серии «Черного зеркала», в которой иногда можно управлять сюжетом, делая выбор за героев. Но геймеры знают правду – интерактивное кино существует уже много лет. Большинство связывает его появление со студией Quantic Dream и ее основателем Дэвидом Кейджем (первую игру, Omikron: the nomad soul они выпустили в 1999), но на самом деле жанр возник раньше: еще в 1988 вышел интерактивный мультик Dragon’s lair в лучших анимационных традициях студии Disney. На самом деле игру делали на студии аниматора Дона Блута («Анастасия»), которого когда-то уволили из «мышиного дома», и с тех пор он играл на поле бывшего работодателя, составляя тому неслабую конкуренцию.
Несколько образцов жанра, в том числе с живыми актерами (это называется FMV-игры), но популярность интерактивное кино получило именно благодаря работам Кейджа. Да, Omikron сейчас мало кто помнит, а Fahrenheit и Heavy Rain не совсем фантастика, но Detroit: become human и работы другой замечательной студии Telltale (Life is strange, The wolf among us) достойны внимания не меньше, чем шутеры, стратегии и РПГ. А еще с помощью интерактивного кино можно привлекать к играм друзей, которые не сильно ими увлекаются. Играть в интерактивном кино особо не надо: просто смотришь фильм (а чаще мультик, FMV-игры уже не так популярны), иногда выбирая, что герою сказать и куда пойти. В идеале каждое решение влияет на сюжет, так что в хороших интерактивных фильмах при каждом прохождении можно получить совершенно новую историю с теми же героями. Разве не классно?
Все эти жанры хороши каждый по-своему. Что-то просто красиво, что-то позволяет отключить мозг, что-то радует сюжетом. И в любом жанре есть свои шедевры, достойные внимания. Даже если об этом жанре слышали всего несколько тысяч поклонников.