Немецкий поезд, петляющий среди низкогорий Шумавы, пересекает чешскую границу и вскоре останавливается. Станция Домажлице, всем выйти - осенью, как только высокий сезон закончится, в Чешской республике приходит время ремонта путей.
Дальше на Пльзень нас повезёт автобус, который заметно некомфортнее поезда.
Неочевидно, что граница между капиталистическими и бывшими социалистических странами всё ещё ощущается больше, чем восточная граница Евросоюза, которая разделяет страны с похожим недавним прошлым. Мы только переехали из немецкой Баварии в чешский Пльзеньский край, как стало можно ходить по железнодорожным путям, стали попадаться заброшенные здания (по сравнению с российской провинцией - совсем немного), и в целом всё стало выглядеть более привычно и по-настоящему. Ну и цены стали гораздо ближе к российским, чем к немецким, что особенно приятно.
Я искренне считаю Восточную Европу превосходным местом как для путешествий, так и для жизни.
Здесь сочетается европейская цивильность, безопасность, инфраструктура с более близкими нам душевностью, зелёными микрорайонами многоквартирных домов, размахом (что выражается в том числе и в размере дворов и парков) и аутентичностью: как ни странно, в этом случае социализм скорей способствовал сохранению облика исторического наследия, чем наоборот.
Значительная часть Восточной Европы в XIX и начале XX века входила в состав Австро-Венгерской империи. Крупные города в своей основе формировались здесь именно в это время, и поэтому после Баварии в Чехии опять чувствуется Австрия.
Пышный декор, эклектика даже в пределах средневекового центра города, регулярная прямоугольная планировка старого города и квадратная центральная площадь с ратушей посередине.
Впрочем, последние два пункта относятся больше к бывшим восточным провинциям Австро-Венгерской империи, чем к самой Австрии.
И ещё одно преимущество восточноевропейских городов - это система городского электротранспорта.
Благодаря социализму она хорошо пережила те десятилетия, когда на Западе все всерьёз верили во всеобщую автомобилизацию, искореняя сначала трамвайные, а потом и троллейбусные сети.
А когда капитализм пришёл сюда в 1990-е, к тому времени располагающий гораздо более правильным представлением о том, как должна быть устроена городская транспортная система, то в городах бывшего соцлагеря было что улучшать и модернизировать, в отличие от большинства западноевропейских стран, где чаще всего приходилось строить с нуля.
Так что в Пльзени, городе размером чуть побольше подмосковной Коломны, вы можете наслаждаться и трамваем, и троллейбусом.
Да, я подозреваю что во внешнем мире Пльзень известна прежде всего своим пивом ("Пилзнер"), но мне как-то ну совсем не удалось охватить эту часть образа города.