"Детей" лейтенанта Шмидта в Советском Союзе была целая армия. Они появлялись на пороге администраций провинциальных городков и слезно просили оказать помощь "сыновьям" революционера, измученным тяготами жизни. Но нашему "герою" 50 рублей на проезд до дома и талонов в столовую было мало, он хотел не только быстрого отъема денег у населения, но и власти, а главное славы за свои выдуманные заслуги перед Отечеством.
Биография Ивана Амозова - это наглядная демонстрация того, как малообразованный, но склонный к авантюрам человек может на фоне резко меняющейся обстановки в стране не просто подстраиваться под ее новые реалии, но и неоднократно менять личину: от партийного функционера до руководителя Псковской православной миссии на оккупированной немцами территории. И все это между арестами и ссылками. Он выдавал себя за ветерана войны и героя революции, о нем писали восторженные статьи в газетах и создавали выставки в провинциальных музеях, экспонаты для которых он лично предоставлял. В реальности же он был не только дезертиром и лжесвященником, но и фашистским осведомителем, что, впрочем, не помешало этому авантюристу дожить до глубокой старости.
Биографические байки
Амозова можно назвать последователем идей «великого комбинатора» Остапа Бендера. Ну посудите сами. Родившись в 1886 году в семье церковного старосты Василия Ершова в деревеньке в Олонецкой губернии (сейчас это Ленинградская область), юноша быстро понял, что такая размеренная жизнь ему совершенно не нравится. Уже в 12 лет (по другим данным в 14), он собрал нехитрые пожитки и отправился на поиски приключений и лучшей доли, а чтобы окончательно порвать с прошлым он из Ивана Ершова стал Амозовым. В своих рассказах для обожаемой им прессы он не раз будет называть родителей батраками, которых проклятый царский режим отправил на каторгу в Сибирь, оставив его сиротой на руках у престарелой бабушки. В реальности же родители юноши были вполне зажиточными крестьянами, которые знать не знали о своей тяжелой судьбе жертв политического режима.
В общем, Иван Васильевич ушел из дома и вплоть до Первой Мировой войны просто скитался по стране, перебиваясь случайными заработками. Когда ему надоедало бродяжничать, он прибивался к храмам: то послушником в монастырь Александра Свирского (Ленинградская область), то псаломщиком в церквях Великого Новгорода. Эти "подработки" впоследствии помогли проходимцу очень убедительно выдавать себя за священника в Псковской православной миссии.
Фальшивый большевик
В самом начале XX века аферист прибыл в Петербурге, чтобы найти якобы сбежавшего из ссылки отца. Однако несчастного родителя, по версии Амозова, вновь арестовали и юноша снова остался совсем один. Он вынужден был браться за любую работу на местных заводах и фабриках и попал в опалу как сын неблагонадежных родителей. Его преследовали за политические убеждения, арестовывали и отправляли в ссылку - такова была история Амозова для прессы.
В 1914 году в самом начале Первой мировой войны аферист попал на фронт, но воевать ему совершенно не понравилось и он благополучно дезертировал из действующей армии, позаимствовав лошадь у местного крестьянина. Правда, долго скрываться от военного начальства у Амозова не получилось: его поймали и вернули на фронт - в дисциплинарный батальон.
В байках Амозова он еще в 1910 году вступил в большевистскую партию, во время Февральской революции принимал активное участие в аресте монархистов. Более того, он якобы был начальником караула при аресте императора Николая II и его семьи в Царском Селе и даже - правой рукой Владимира Ленина.
Также Иван Амозов рассказывал, что отбывал заключение в Крестах. По его легенде, в тюрьму его посадили за революционную агитацию, однако в реальности попал он туда после кражи нескольких литров вина и последовавшей за этим пьяной дракой с одним из местных депутатов, который, расспрашивая самозванца о его работе в Госдуме, понял, что тот лжет.
Жажда славы
Его россказни о событиях Октябрьской революции вообще похожи на фантасмогорию: он не только дрался на улицах Петрограда, но и был командиром отряда Красной Гвардии при занятии Выборга. За время боевых действий якобы получил четыре ранения и две контузии, после чего пережил трепанацию черепа и стал инвалидом. Его легенда при всем при том казалась настолько правдоподобной, что в 1922 году приказом Революционного военного совета республики (РВСР) он получил орден Красного Знамени. Незадолго до получения этой награды, он переправил в своем партбилете двойку на единицу и стал ветераном революции - с 1910 года. За этим последовали неплохой паек и пенсия. А в 1931 году он добился права носить наградной жетон «Честному воину Карельского фронта».
Однако деньги и привилегии его интересовали лишь в контексте славы. Ни должность комиссара санатория в Кисловодске, ни пост зампредседателя военного трибунала Западного фронта не возбуждали его так, как возможность при жизни увидеть собственные именные экспозиции. Такие выставки были открыты в музеях Петрозаводска и Новгорода.
Преступление без наказания
В августе 1928 года, находясь в новгородской гостинице, Амозов во время пьяного спора с военнослужащим Кузьминым, застрелил своего противника выстрелом в упор. Так из простого мошенника он превратился в убийцу. Но на допросе у следователя он сочинил очередную легенду, дескать, убиенный был убежденным троцкистом, что заставило его, старого большевика и ветерана революции, взяться от ярости за оружие. В результате вместо ссылки Амозов просто оказался на новой должности: заместителя директора в театре Мейерхольда.
И все было бы прекрасно у этого человека, который перепрыгивал с одной престижной должности на другую (и в прокуратуре трудился, и в суде работал), если бы в 1936 году неугомонный Амозов не решил устроиться на службу в милицию. Двигал им, как обычно, инстинкт самосохранения, так как в 30-х годах отношения старым большевикам в СССР несколько изменилось и чтобы избежать репрессий, аферист отправился устраиваться на должность начальника политотдела Ленинградской городской и областной милиции. Он так самозабвенно рассказывал стражам порядка байки, что те решили проверить его историю и оперативно выяснили, что перед ними обыкновенный проходимец. За мошенничество Амозова отправили на пять лет в ссылку на Колыму.
На службе у фашистов
На свободу он вышел летом 1941 года, буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. На фронт ему совершенно не хотелось и поэтому он решил выдать себя за священника. Произошло это в тот момент, когда его схватили немцы в районе деревни Липкая по пути в Ленинград: он размахивал перед немцами справкой об освобождении, называл себя страдальцем, который все годы советской власти провел в ссылках за свои религиозные убеждения. Впоследствии он будет рассказывать, что выполнял тайное задание НКВД, но попал в плен и был вынужден выдать себя за батюшку.
Поскольку фашисты при помощи религии рассчитывали получить дополнительные рычаги воздействия на население, на оккупированных территориях северо-запада нашей страны они создали так называемую «Православную миссию в освобожденных областях России», главной задачей которой было создание положительного образа солдат Вермахта, пришедших на русскую землю, чтобы освободить православный люд от большевиков-атеистов.
Псковская православная миссия и демон в рясе
В январе 1942 года Амозов в образе отца Иоанна стал руководителем Псковской православной миссии. СД (служба безопасности фашистской Германии) даже устроила ему выступления на радио, где лжесвященник с большим удовольствием рассказывал о своих мытарствах в лютую годину безбожия. Он без зазрения совести вел богослужения, крестил и венчал прихожан.
В исполнении своих новых обязанностей бывший коммунистический функционер проявил невиданную энергию и агрессию. Он унижал священников и старцев. Престарелого игумена Кирилла аферист заставил ползать на коленях перед ним за то, что у него не было документов. Аналогичным образом он поступил со старцем Серафимом из Гатчины.
Любимым развлечением Амозова помимо унижения священников были доносы. Он в запой строчил фашистам на всех, кто ему не нравился, выставляя этих людей как тайных противников Третьего рейха и агентов НКВД. Как правило, доносы он писал из корыстных побуждений, желая получить деньги или материальные ценности от своих жертв. У иеромонаха Афиногена (Агапова) из Тосно Амозов требовал 300 рублей, обещая в противном случае сгноить его в тюрьме. По доносу этого демона в рясе были арестованы, а впоследствии и расстреляны как агенты НКВД гатчинский протоиерей Александр Петров и орлинский священник Иоанн Суслин.
На этом его активность, конечно же, не закончилась: в 1943 году его перевели в Псковский кафедральный собор, где он с удвоенный силой, постоянно закладывая за воротник, он начали писать доносы, обвиняя прихожан во всех смертных грехах. В результате из церкви его выгнал митрополит Сергий, правда, ненадолго: Амозов, как всегда обратился к своим прикормленным журналистам. В результате в местной газете "За родину" вышла статья «Пути идеологии», где аферист вновь представал жертвой обстоятельств и раскаявшимся мучеником. Так, лжеотец Иоанн вновь вернулся в церковь и продолжал свою сомнительную деятельность вплоть до осени 1943 года.
Анафема, лагерь и реабилитация
В сентябре 1943 года состоялся Архиерейский собор, где была подписана декларация, согласно которой все священники, перешедшие на сторону фашистов, предавались анафеме. А вслед за церковной опалой до Амозова добралась и советская власть.
Афериста и лжесвященника арестовали в октябре 1944 года, практически сразу после освобождения оккупированных немцами территорий. За сотрудничество с гитлеровцами военный трибунал приговорил его к 20 годам тюремного заключения.
Из общего срока он отсидел около 10 лет: после смерти Сталина, осенью 1954 года, он вышел из лагеря по амнистии. И тут же бросился восстанавливать утраченные привилегии, на этот раз доказывая, что он жертва кровавого сталинского режима.
Он написал длинное покаянное письмо в президиум партийного съезда КПСС. В феврале 1956 года состоялся тот самый знаменитый XX съезд партии, где Никита Хрущев разоблачал культ личности покойного отца народов. А в августе того же года Амозов был реабилитирован военным трибуналом.
Свои последние годы он провел в Ленинграде вместе с очередной супругой. И в течение почти 20 лет пытался вернуть себе привилегии "старого большевика". Умер один из самых ловких аферистов в истории Советского Союза в 1978 году в возрасте 92 лет.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации)
Читайте также:
- За блокадным кольцом: русская мученица Ульяна Финагина
- Испанец-партизан. Как Франциско Гульон получил медаль "За оборону Ленинграда"
- Как в Петербурге появились улица и памятник девушке-снайперу из Казахстана