Найти в Дзене

Пасха в дореволюционном Петербурге

Подготовка к празднованию Пасхи начиналась за неделю до праздника, когда повсюду открывались так называемые "вербные базары". Самые крупные из них располагались в Гостином дворе, на Большой Конюшенной или Конногвардейском бульваре.

Вот как описывает один из таких базаров, размещавшийся в Гостином дворе, ученый-натуралист Владимир Николаевич Шнитников: "Вся длиннейшая, выходящая на четыре улицы крытая галерея Гостиного двора, а также прилегающий тротуар были сплошь заставлены бесчисленными столиками и миниатюрными ларьками, и тут же ютились сотни продавцов, торговавших товаром прямо с рук и хранивших весь свой "магазин" в какой-нибудь коробке или корзинке.

Полки магазинов тоже ломились от товаров.

Невский проспект. Гостиный двор. 1907-1914. Фотоателье К. Буллы. Источник pastvu.com
Невский проспект. Гостиный двор. 1907-1914. Фотоателье К. Буллы. Источник pastvu.com

В пятницу во всех домах пекли куличи, варили творожную пасху, запекали окорока, варили и красили яйца. Непосредственное празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресенье. Часов в 11 вечера город оживал, нарядные люди с пока еще не зажженными свечами тянулись к храмам.

Улицы украшали праздничной иллюминацией, впрочем, судя по воспоминаниям, выглядела она довольно скромно: между тротуарами и мостовой на небольшой высоте натягивали проволоку, на которую вешали шестигранные фонарики с цветными стеклами. На тротуарах и на панели около церквей ставили плошки и шкалики, наполненные маслом, которые нещадно коптили. В отдаленных районах в качестве горючего вещества могли использовать сало, тогда к копоти добавлялся еще и специфический аромат.

Самое большое количество народа собиралось у больших храмов - Исаакиевского, Казанского, Троицкого, Александро-Невской лавры.

"Исключительно эффектное зрелище можно было наблюдать на площади Исаакиевского собора. Урны по углам крыши Исаакиевского собора, которые поддерживаются коленопреклоненными ангелами, заполнялись чем-то горючим и к началу богослужения зажигались. Языки пламени освещали площадь. Площади придавался праздничный, торжественный вид.
"Милый старый Петербург. Воспоминания о быте старого Петербурга в начале XX века". П. А. Пискарев, Л. Л. Урлаб

После праздничного богослужения и крестного хода люди с зажженными свечами расходились домой, по дороге шумно "христосуясь". Дома за празднично накрытым столом начиналось разговение - после семинедельного поста ели скоромную пищу. Конечно, меню богатого и бедного петербуржца существенно отличалось, но даже семьи с низким достатком старались в этот день отметить праздник.

Главным атрибутом пасхального стола были яйца. Для их окрашивания использовали не только луковую шелуху, но и всевозможные красители, красящую бумагу, с помощью которой создавали на скорлупе рисунок под мрамор.

Для декора стола часто использовали пророщенный овес. За несколько недель до Пасхи в вазу, предназначенную для пасхальных яиц, насыпали землю и высевали зерна. Перед Пасхой в выросшую зеленую травку укладывали окрашенные яйца. Куличи, пасху, окорока декорировали бумажными цветами или "хвостами" - тонкими ленточками, собранными в пучок и завитыми на концах.

О наступлении первого дня Пасхи сообщал колокольный звон. Учитывая, что в Петербурге к началу XX века было около шестисот церквей, можно представить, какое звучание разливалось над городом. Кстати, на Пасху всех желающих пускали на колокольню, где за "пятачок" можно было получить возможность ударить в самый большой колокол, пока звонарь выводил мелодию на остальных колоколах.

Вся пасхальная неделя проходила в визитах с поздравлениями и угощением. Дворники, трубочисты, швейцары, почтальоны поздравляли жильцов обслуживаемых ими домов, получая "праздничные" и иногда рюмочку. Подчиненные поздравляли начальство, родственники - друг друга.

Невысокое начальство принимало визитеров на квартире, угощало. Высокое, важное начальство таких визитеров вообще не принимало, а они оставляли свою подпись в журнале, который находился в вестибюле парадной лестницы, у швейцара.
"Милый старый Петербург. Воспоминания о быте старого Петербурга в начале XX века". П. А. Пискарев, Л. Л. Урлаб

На городских площадях устраивали всевозможные развлечения: качели, карусели, театральные представления. В садах открывался сезон лодочных прогулок. Люди побогаче веселились на балах.

Качели и фасад общедоступного театра № 1 на Семеновском плацу. Петербург, 1900 г.
Качели и фасад общедоступного театра № 1 на Семеновском плацу. Петербург, 1900 г.

Дети развлекались катанием крашенных яиц по желобку, выбиванием разбросанных по полу яиц (кто с помощью своего яйца выбил больше чужих яиц, тот и победил).

Пасхальное гуляние на Семеновском плацу. Общедоступный театр  № 2. Петербург, 1900 г.
Пасхальное гуляние на Семеновском плацу. Общедоступный театр № 2. Петербург, 1900 г.

В качестве подарков преподносили нарядные яйца и сувениры на пасхальную тематику. К примеру, фирма Фаберже, известная как производитель драгоценных пасхальных яиц для императорской семьи и очень богатых клиентов, выпускала большое количество недорогих подвесок в форме яйца, которые мог позволить себе даже человек со скромным бюджетом.

Подвески в форме пасхального яйца. Фирма К. Фаберже. Музей Фаберже в Петербурге
Подвески в форме пасхального яйца. Фирма К. Фаберже. Музей Фаберже в Петербурге

Очень популярны были большие деревянные яйца, в которые помещали шоколад, парфюмерию или игрушку.

Игрушка-забава в виде пасхального яйца. Конец XIX века.  Экспонат с выставки "О дивный детский мир!" в Петропавловской крепости
Игрушка-забава в виде пасхального яйца. Конец XIX века. Экспонат с выставки "О дивный детский мир!" в Петропавловской крепости

На второй или третий день Пасхи петербуржцы отправлялись на кладбища, чтобы навестить похороненных там родственников. С собою брали окрашенные яйца, которые крошили на могилы.