Про усадьбу Павлищев Бор (Степановское-Павлищево) мы уже немного писали несколько дней назад. Сейчас передадим слово друзьям из арт-проекта Moscow Daydream: они покажут, как выглядит все дворянское имение целиком. Забегая вперед, сразу отметим: выглядит печально.
Попасть на территорию усадьбы можно через старинные ворота.
На вершинах привратных арок раньше стояли статуи оленей. До наших дней сохранился лишь одна из них.
От ворот к главному зданию можно прийти по небольшой аллее.
В 1791 году Виктор Степанович — нет, не Черномырдин — Степанов! — купил несколько сел у московских княжон. Так сложилось имение с центром в селе Павлищев Бор. С тех пор более века оно принадлежало его потомкам.
Покуда Виктор Степанович Степанов обустраивал имение, его сын Платон Степанов проливал кровь в сражениях с турецкими завоевателями, науськиваемыми британцами персидскими агрессорами и польскими повстанцами; в 1833 году из-за ранений он вышел в отставку и стал «Ваше высокородием» — статским советником. На гражданской службе Платон Степанов тоже проявил с себя с самой лучшей стороны, став в 1839 году исправляющим дела губернатора Архангельской губернии (ручное управление, как видно, имеет давние традиции) и приняв после смерти отца усадьбу Степановское-Павлищево. В ту пору никаких крупных каменных построек в имении не было: все жилые и служебные дома были деревянными.
Заглянем внутрь — и здесь пыль былого великолепия.
Дочь Платона Степанова Елизавета (1850-1928?) оказалась примечательной личностью. В ее судьбе во всей полноте отразились многие общественные переломы второй половины XIX века. Достаточно сказать, что выйдя замуж по воле родителей она скоро добилась развода и связала свою дальнейшую жизнь с инженером Василием #Ярошенко, братом известного художника Николая Ярошенко (1846-1898). От него нам осталось несколько портретов владельцы усадьбы; а иных картинах мастер наделил своих лирических героинь некоторыми ментальным чертами Елизаветы Платоновны.
Семья Степановых (она же семья Ярошенко) была довольно богатой семьей (об источниках богатства читайте здесь) и могла позволить себе обустройство целого загородного дворца. Любопытно, что точно дата постройки большого каменного особняка (проект был разработан лично хозяевами имения) неизвестна. Однако, можно примерно попробовать восстановить хронологию...
...итак, в 1877 году чета Ярошенко начала совместную жизнь, в 1881 году в письмах встречаются упоминания о заказе большого количества стройматериалов, а в 1893 году супруги выделили средства на обустройство московских владений (очевидно, до того деньги шли на стройку в калужском имении). Стало быть, каменный особняк в усадьбе Степановское-Павлищево появился в 1880-е годы.
После революции имение Ярошенко было национализировано. В 1929 году усадьба пережила пожар, нанесший некоторый ущерб внутреннему убранству. Впрочем, затем усадьбу отремонтировали.
Затем Советский Союз кончился — вместе с ним кончился и расположенный здесь санаторий. Куда большим бедствием оказался пожар 1997 года. Попытки обустроить усадьбу в конце 1990-х и начале 2010-х успехом не увенчались.
Кое-где на полу уцелела мозаичная плитка.
А в целом — разруха.
Разруха, забытье, бесхозяйственность...
С балкона главного усадебного дома открывался прекрасный вид на большие цветники и террасированный спуск к речке Тече. Давно заброшенный парк зарос, цветники же сгинули еще много десятилетий назад. Сегодня речную пойму от особняка разглядеть почти невозможно даже в то время года, когда листья еще не покрывают целиком ветви деревьев.
Разумеется, вокруг усадьбы Степановское-Павлищево ходит немало легенд — призраки, клады, тайные ходы. В общем, все как положено.
В той части усадьбы, которая была обустроена в годы советской власти, обстановка не сильно отличается. Вот Пётр Ильич Чайковский с грустью и сердито-вопрошающим недоумением взирает на запущенный парк усадьбы Степановское-Павлищево.
Флигель управляющего усадьбой сохранился неплохо, но сегодня практически не используется (там немногочисленные местные административные службы хранят инвентарь).
У одной из хозяйственных построек буквально снесло крышу.
Местный клуб также давно бездействует.
Все в прошлом...
...будущее же скрыто в тумане. Пока что ни федеральные, ни региональные власти денег на восстановление усадьбы не выделили.