Автор: George
Источник: https://kenshi247.net/blog/2018/08/16/suburi-a-brief-discussion/
Несколько месяцев назад мы с Яно-сенсеем обсуждали предстоящий Эдинбургский семинар по кендо. Во время разговора он довольно небрежно спросил (потому что он знает, что я любитель истории кендо), много ли я читал о субури в довоенных книгах, особенно связанных с Будо Сенмон Гакко (Бусэн). Я никогда раньше даже не задумывался над этим вопросом, но сразу же понял ответ: нет.
В течение последних нескольких месяцев я листал свои довоенные (и сразу послевоенные) книги по кендо в поисках упоминаний о субури. Хотя это ни в коем случае не исчерпывающее исследование, сегодня я хочу кратко остановиться на этом предмете.
Кендо в том виде, в каком оно существовало до 1868 года, почти наверняка представляло собой мешанину случайных событий. Спарринг с синаями и использованием богу имел в то время различные названия, обычно просто "кендзюцу“, но иногда ”Синай-учикоми“ (позже вошел в моду термин ”Геккен/Гекикен"). Кендзюцу с одним только бокуто также существовало, но, как утверждается, к середине периода Эдо было в плачевном состоянии, отсюда развитие и исследования в области богу и синаев с того времени.
Случайность практики Синай-учикоми была в конечном счете устранена Бутокукаем и, получив поддержку от правительства, в конечном итоге стала искусством, которое мы практикуем сегодня, известным как “кендо".
До 1868 года нельзя сказать с большой уверенностью, как это происходило, но я думаю, что по крайней мере некоторые люди, практикующие Синай-учикоми, а также некоторые практикующие кэндзюцу только с бокуто, вероятно, делали субури. Однако крайне трудно предположить, каким образом это происходило. Некоторые люди склонны думать, что, поскольку они делают субури в практике Корю сегодня, их предшественники 150 лет или около того назад также делали это (и в той же манере), но я не думаю, что это обязательно верно. Стоит рассмотреть влияние современного кендо на традиционное Корю.
Существует мало свидетельств того, что субури вообще были распространены в Корю, иначе мы бы видели больше этого в формирующемся кендо.
Восстановление после Мэйдзи: спорт в японской системе образования.
После распада сегуната и установления новой системы правления в Японии многие аспекты японского образа жизни должны были радикально измениться всего за несколько коротких лет. Изменения, произошедшие в системе образования, особенно в области физического воспитания, должны были оказать огромное влияние на все Будо в Японии, особенно на дзюдо и кендо. Не будет преувеличением сказать, что именно включение их обоих в состав школьных программ сохранило Будо живым и по сей день. Такова “образовательная политика нового правительства Мэйдзи " Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии.
Перед новым правительством Мэйдзи, основанным на предпосылке восстановления Императорского института, стояла сложная задача. Как реформа, так и реакция сыграли свою роль в усилии разработки национальной политики и современной нации, которая могла бы адаптироваться к условиям внешнего мира. Основная политика нового правительства была четко сформулирована в Императорской присяге, имевшей важное значение для образования, а статья 5 "Знания должны быть найдены во всем мире, чтобы способствовать благосостоянию империи” четко определяла цель модернизации национального образования путем внедрения современной западной цивилизации.
Новое правительство хотело развивать образование для всех людей на основе концепции цивилизации и просвещения, чтобы создать сильную современную нацию. Оно планировало основать высшие учебные заведения как средство внедрения западной культуры. В 1871 году был создан Департамент Образования с возложенной на него ответственностью за всю образовательную деятельность нации.
Если говорить коротко, то конечное создание современной (вестернизированной) системы образования включало в себя физическое воспитание. В начале были отброшены японские методы (которых, казалось, было не так уж много) и пошел акцент на спорт и методики из Европы. Например, нечто под названием "Датское тайсо" (вид гимнастики, разработанный Элли Бьеркстен и Нильсом Бухом) должно было стать очень популярным, и, как вы, вероятно, знаете, бейсбол актуален в Японии и по сей день.
Среди всех этих изменений были и местные жители - среди них видным был Кано Дзигоро, – настаивающие на более “японском” методе физического воспитания, результатом которого стало дзюдо и, в конечном счете, кендо в школьной системе.
Примерно в первом десятилетии 1900-х годов, до того, как кендо было разрешено в школах, начали появляться некоторые любопытные методы упражнений, использующие бокуто и основанные на “кендзюцу” (включая Синай-учикоми), обычно выполняемые самостоятельно, но также и в парах. Иногда применялось и другое оружие.
(Обратите внимание, что “атараси нагината”, созданная в 1930-х годах, была именно такой: метод обучения для девочек со встроенным национально-культурном элементом.)
Эти методы, по-видимому, никогда не процветали полноценно, но проведенные исследования и испытания, как говорят, повлияли в конечном итоге на преподавание кендо в школах Японии.
Довоенное образование кендо и субури
Как только кендо было окончательно принято в систему образования в 1911 году, возникла необходимость не только создавать методы обучения, но и готовить квалифицированных инструкторов. Непосредственным результатом этого стало создание кендо-ката, проведение семинаров по всей стране, разработка учебных планов и учебников.
В этот момент Бутокукай уже твердо стоял на ногах, так как он готовил инструкторов по кендо с 1906 года под руководством Наито Такахару-сенсея. Позже в бой вступила еще одна школа: Токио Кото Шихан Гакко, руководителями которой были Кано Дзигоро и Такано Сасабуро.
За период с 1911 года до начала войны было издано бесчисленное количество руководств, в школах появились клубы кендо, а в различных учреждениях начали обучать инструкторов. Просматривая различные книги, можно сделать вывод, что субури были чем-то, чему либо не учили, либо учили только в ограниченном количестве. К такому выводу приводит отсутствие упоминания о них практически в каждом руководстве.
Давайте взглянем на “Кендо” и “Кендо Киохон " Такано (первая была опубликована в 1915 году, а вторая – в основном переименованная, пересмотренная и расширенная версия первой – в 1930 году). Хотя в последней книге есть то, что выглядит как субури, в ней нет упоминания о самих субури. Тем не менее, в книгах есть описания и фотографии практики с партнером. Это, оказывается, распространено и в большинстве других книг по кендо этого периода времени - партнерская, а не сольная практика.
Как бить мен:
Поднимите обе руки достаточно высоко, чтобы вы могли видеть противника через пространство между вашими локтями, затем, двигаясь вперед правой ногой и следуя за ней левой ногой, сделайте шаг вперед и ударьте мен. Убедитесь, что оба локтя достаточно вытянуты.
- Такано Сасабуро, Кендо Киохон, 1930 Год
Глядя на книги, связанные с Бутокукаем, к которым у меня есть доступ, я все еще не нашел ничего, что явно ссылается на субури. Хорошим примером может служить книга Огавы Кинносуке-сенсея 1932 года (пересмотренная в 1937 году "Тэикоку Кендо Киохон"), которая имеет точно такой же формат, как и большинство других руководств Такано.
Команда: Шо-мен о Утте!
По команде взмахните мечом вверх, подняв левую руку достаточно высоко, чтобы противник был виден. Одновременно сделайте шаг вперед на правую ногу и нанесите противнику удар прямо по шо-мен. После удара отступите на левую ногу и вернитесь в чудан.
– Огава Кинноске, Teйкоку Кендо Kиохон, 1937
Книга Саймуры Горо-сенсея имеет почти такое же содержание.
Обратите внимание на одну фигуру, связанная с Бутокукаем, – Сато Чузо-сенсей – он был фанатиком субури. В своем сочинении он заявляет, что семпай учил его субури случайно, то есть его не учили этому в течение классного времени.
Однако среди книг, к которым у меня есть доступ, я нашел пару, которые действительно относятся к субури: Хотта Сутедзиро 1934 года “Кендо Киохан” и Танида 1935 года “Кендо Синзуи к Сидохо Шосецу".”
Обе эти книги использование субури рассматривают двояко: во-первых, как часть процесса разминки перед надеванием доспехов, и, во-вторых, как упражнение, помогающее овладеть как теноучи, так и Кен-тай-Ичи (движение тела и меча в унисон). Однако субури не рассматриваются подробно ни в одной из них, и, по-видимому, не считаются такими уж важными.
Вот несколько небольших цитат из книги Хотты. Обратите внимание, что он не использует термин “субури”, а вместо этого использует “undo” или “junbiundo”, которые означают “упражнение” и “разминка” соответственно:
«Двуручные упражнения - разминочные удары и толчки, которые точно тренируют захват, локти и плечи, а также помогают ускорить режущее действие и скорректировать траекторию полета меча».
И методы тренировки для приведения рук и ног в унисон:
«Удары Шо-мен, с движением вперед и назад. При движении вперед делайте это с правой ноги, а при движении назад - с левой. Одновременно поднимите руки вверх в положение дзедан и нанесите удар Шо-мен. При этом не вкладывайте никакой силы в руки или ноги, двигайтесь легко. Убедитесь, что правая рука и плечо находятся на одной линии друг с другом во время удара. Научиться этому искусству можно только через повторение».
Именно с этой книгой мы наконец открываем раздел, озаглавленный "Субури".
Используйте бокуто или синай и представляйте себе врага, стоящего перед вами. Субури - метод режущей практики, выполняемый в полную силу.
Далее идет не только подробное объяснение того, для чего существует субури (теноучи, Кен-тай-Ичи и т. д.) но упоминает некоторых людей, которые были известны тем, что делали много субури, например Ямаоку Тэссу.
Здесь важно отметить, что все эти книги и новые методы обучения имели одну общую черту: переход от традиционного индивидуального метода обучения к упражнениям “группового обучения”. Это очевидно потому, что впервые в истории кендо появлялся один инструктор, управляющий классом из некоторого числа учеников. Этот метод обучения должен был безвозвратно изменить тренировку кендо, и именно этим мы занимаемся сегодня.
Парные субури - подобные упражнения, описанные в книгах Такано (и в большинстве других книг), выполнялись по команде учителя: "ICHI!(поднимает руки) - " NI!"(удар) - "MODORE" (вернуться) ... и т. д. Этот командный стиль группового обучения, по-видимому, был нормой в учебных ситуациях до и на протяжении всей войны, и его все еще можно иногда увидеть в детских группах сегодня.
Послевоенный период
Как всем известно, кендо прошло через период относительного бездействия после войны, только чтобы быть восстановленным с помощью троянского коня, которым стал Синай-кёги в 1950-х гг. Однако демократизированное кендо, возникше относительно недавно, должно было навсегда измениться, скомпрометировав себя таким образом. Примерно с 60-х годов мы видим множество научно обоснованных книг, исследующих кендо как спорт. Некоторые из них измеряли физические аспекты искусства, чтобы помочь производительности, другие рассматривали, как улучшить методику преподавания.
Я использовал слово “скомпрометированный” выше, но методы обучения кендо стали гораздо более логичными и стандартизированными (т. е. менее случайными), что было почти наверняка хорошо. Это включало в себя разминку с субури. Они стали нормальной частью обучения кендо в этот период.
Вероятно, есть множество причин для нормализации субури в практике кендо. Возможно это было ставкой на то, что именно сочетание более логичной методики обучения свяжет ее с детским кендо-бумом.
Глядя на “учебное пособие по кендо", выпущенное Министерством образования, культуры, спорта, науки и техники Японии в 1980 году, мы видим, что субури являются неотъемлемой частью учебных планов. К 80-м годам они прочно утвердились как часть тренировки кендо, наряду с кирикаеси и учикоми.
Приблизительный вывод и предложения
Здесь, в Японии и за рубежом, субури - обычная часть общей тренировки. На самом деле, это настолько нормально, что когда я начал проводить исследования на эту тему, я подумал: “может быть, это что-то настолько очевидное, что люди просто не писали об этом в своих руководствах. Но книги являлилсь слишком обширным источником, поэтому я пришел к относительно легкому выводу, что субури не были таким уж грандиозным историческим событием.
Преподавать кендо в школе - здорово, но иногда у меня не хватает времени или что–то происходит в школе, и тренировка сокращается - первое, что приходит на ум - вычеркнуть субури. Делайте это дома - говорю я своим ученикам. Причина, по которой я выбрасываю их первыми – то, что мы с Яно-сенсеем заключили - возможно, это не было большой проблемой в прошлом, на самом деле ударить что-то гораздо важнее. Вы просто не можете изучать теноучи исключительно с помощью субури. Конечно, можно практиковать Кен-Тай-Ичи и убеждаться, что Ваш хасудзи в порядке, но ничто не сравнится с ударом по чему-либо.
Подводя итог: групповая регламентация обучения кендо, начавшаяся после того, как оно было принято в школьную систему, коренным образом изменила способ преподавания. На это повлияли более ранние исследования и испытания в Японии, основанные на европейских методах спортивной/гимнастической подготовки. Субури, вероятно, были лишь незначительной частью кендо до войны (ударять что-то было предпочтительнее). После войны последовала дальнейшая рационализация практики (опять же, под сильным влиянием Запада), и в сочетании с демократизацией кендо (в частности, открытием обучения для детей) именно в этот момент субури стали более распространенным явлением. Они были добавлены в основном как часть разминки, но также и потому, что они имеют и другие преимущества (Кен-тай-Ичи и хасудзи).
Мое личное мнение о субури таково: Я люблю их! Но, полагаю, что как только базовый уровень исполнения приобретен, это то, что Вы можете сделать дома самостоятельно, или до/после тренировки, чтобы проверить форму, хасудзи или что-то еще, над чем Вы работаете. Во всяком случае, именно этим я и занимаюсь.
Если время в додзе ограничено, гораздо лучше учиться, надевая доспехи и делая кирикаеси или учикоми, то есть ударяя что-то. И Вы можете научиться Кен-тай-Ичи так же хорошо, выполняя кирикаеси или любой из основных ударов. В додзе для взрослых, которое я посещаю, субури не являются частью тренировок.
Если Вы делаете субури в рамках своих обычных тренировок, подумайте о сокращении их количества и скорости выполнения. Попробуйте вместо этого объединиться и ударить друг друга синаями. Когда у Вас есть с кем работать, работайте с ними!
В каждом додзе по всему миру субури являются частью обычной практики. Для многих практикующих это также то, на что мы тратим время вне додзе, и многие из нас со временем становятся довольно искусными. Однако существует тенденция пренебрежения субури после достижения определенного уровня кендо. Это происходит по многим причинам, включая работу и семейную жизнь, но это также может быть просто из-за того, что Вы думаете, будто это больше не нужно, или что достаточно помахать синаем 20 раз, прежде чем надеть свой доспех. Другими словами, субури является важным учебным инструментом, но, будучи по существу методом сольной практики, лучше всего это делать дома или самостоятельно!
Спасибо за перевод Гавриловой Светлане!
Подписывайтесь на канал "Хебикан", чтобы не пропустить новые публикации!
Есть вопросы по кендо? Не нашел ответа в других статьях? Смело задавай!